 |
А. Айдамиров долгие годы работал учителем сельской школы, он хорошо видит нравственные и духовные изменения, происходящие в чеченском ауле. Основная тематика его творчества - сельская. В сборниках рассказов и повестей «Свет в горах», «Похождения Генарсолты», «В нашем ауле» писатель создает конфликты большого социального звучания.
|
|
 |
Работая редактором политотдельской газеты, Айсханов тонко подмечает рост людей в новых условиях. Художественное слово самого поэта сыграло немалую роль в их эстетическом и идейном воспитании. Для лирического героя Айсханова труд - радость, моральное удовлетворение. В его поэзии нельзя отыскать острых драматических коллизий.
|
|
 |
В стихах-песнях, написанных в конце 30-х - начале 40-х годов, Б. Анзорова говорила о радости обновленной жизни, воспевала труд колхозников, успехи строительства социализма. Простые и безыскусственные стихи поэтессы нужны были читателю тех лет, ибо разъясняли важные социально-экономические изменения, происшедшие в национальной действительности, призывали к трудовой активности
|
|
 |
Литературная деятельность С.-Б. Арсанова началась в 1924 году. Писал он на русском языке. В газетах «Советский Юг» и «Известия» печатались его рассказы и небольшие статьи. В 1930 году журнал «Революция и горец» публикует главы из его романа «Два поколения», повествующие о формировании новых мировоззрений и взглядов горца. В 1931 году роман был издан на чеченском языке.
|
|
 |
Пейзажная кавказская лирика отражена в следующих ее стихотворениях - "Тиса", "Селенга", "Ереван", "Махачкала", "Каспию". В ряде произведений Р. Ахматовой отдается дань представителям культуры русского народа, оставившим свой след в истории Чечни, - "А Лермонтову было двадцать семь", "На могиле Бестужева".
|
|
 |
Ряд произведений, написанных им в 20-х годах, говорит о незаурядных дарованиях, умении правдиво изобразить прошлую жизнь народа, происходившие в дореволюционном чеченском ауле острые социальные противоречия. Яркие индивидуализированные типы, выведенные писателем в произведениях «Голод», «Огненная гора», «Адаты», свидетельствовали о быстрой творческой эволюции Бадуева. Из ученика он превращался в учителя.
|
|
 |
Первоначальное образование получил в младшем подготовительном классе гимназии в городе Владикавказе (теперь - Орджоникидзе), но гражданская война прервала учебу: в 1919 году деникинцы сожгли родное село и дом, разграбили имущество. После этого учился в хужери родного села - религиозном учебном заведении средневекового типа.
|
|
 |
Но Т. Беков не только написал первое художественное произведение на ингушском языке и первый начал преподавать ингушский язык, но и первый работал над его орфографией и терминологией. Им была написана и подготовлена к печати грамматика ингушского языка, он составил несколько терминологических словарей.
|
|
 |
Первый рассказ писателя «Буран» на ингушском языке был опубликован в газете «Знамя труда», выходившей в городе Алма-Ате, в 1957 году. Затем он создает рассказы «Честь», «Бача и его жены», «Мой спутник», «Последняя ночь», «Однажды вечером» и т. д., которые печатались в газетах Казахстана, Чечено-Ингушетии и Северной Осетии.
|
|
 |
С июня по август 1957 года работал заведующим отделом экономики газеты «Сердало». В 1959 году закончил двухгодичные Высшие литературные курсы при Союзе писателей СССР в Москве. До мая 1962 года работал редактором Чечено-Ингушского книжного издательства. С мая 1962 по май 1969 года редактор литературно-художественного альманаха «Утро гор».
|
|
 |
Литературовед, педагог, поэт Юрий Борисович Верольский родился 6 апреля 1929 г. в г. Грозном в семье служащих. В 1952 г. окончил историко-филологический факультет Грозненского педагогического института.
|
|
 |
Писать начал в середине 50-х годов. Первая же его книга «Падение Болат-Калы», изданная в Чечено-Ингушетии, полюбилась маленькому читателю, о ней тепло отозвалась критика. Опираясь на фольклорные предания, автор воссоздал в ней быт и нравы, характер далеких предков сегодняшних горцев.
|
|
 |
Особенно плодотворными в литературной деятельности А.-Г. С. Гойгова были 1925-1937 годы, когда писатель создал свои основные художественные произведения, в том числе и повести «Джан-Гирей», «Серго», «Пробуждение», которыми и внес большой вклад в становление ингушской советской литературы.
|
|
 |
А. Дудаев в истории чеченской литературы известен как поэт-агитатор. Свои простые, безыскусственные стихи он посвящал злободневным задачам времени, умело используя при этом богатство красок устного поэтического творчества, дидактизм восточной поэтики.
|
|
 |
Артист театра им. Ханпаши Нурадилова . Чеченский актер. Родился 16 февраля 1938 в селе Элистанжи Веденского района Чечено-Ингушской АССР. Он был последним, седьмым ребенком в семье одного из основоположников современной чеченской литературы Абди Дудаева.
|
|
 |
Петр Захаров был найден в младенчестве русскими солдатами во время Кавказской войны в чеченском ауле Дады-Юрт. Ребенка отдали на выхаживание казаку Захару Недоносову, имя этого человека и послужило основой для фамилии мальчика-чеченца - его нарекли Петром Захаровым.
|
|
 |
Только в 1958 году вышла первая книжка писателя - сборник рассказов «Воля советского человека». Помимо отрывка из повести «Именем республики», в него вошли большей частью написанные в годы войны такие рассказы, как «19 ноября», «Ненависть», «В родном ауле», «Несчастье» и т. д., большинство из которых и в самом деле похожи на фронтовые очерки, созданные по горячим следам событий.
|
|
 |
М. Исаева перевела на чеченский язык много произведений русской классической и советской литературы. Ее перу принадлежат переводы А. Пушкина, М. Лермонтова, И. Крылова, С. Маршака, Н. Некрасова, Т. Шевченко, А. Чехова и др. Она является автором ряда школьных учебников и хрестоматий для чеченских школ.
|
|
|
Разумный, умелый, умный человек не старается «пуд соли съесть», чтобы узнать другого человека. Умные люди сотворяют взаимопонимание в часы и не ошибаются! В этом подлинная суть удачливого счастья — находить (и обязательно найти!) такого же, себе подобного, разумного, понимающего человека...
|
|
 |
Д. Д. Мальсагов был одним из видных деятелей народного просвещения Чечено-Ингушской АССР. Находясь на педагогической работе, воспитал многих талантливых педагогов, ученых, писателей, партийных и советских работников. Он автор школьных учебников и нескольких методических пособий.
|
|
 |
В 1921 году Мальсагов разработал проект ингушского алфавита на латинской графической основе, который с незначительными изменениями был принят и одобрен Наркомпросом Горской республики и на основании которого 1 мая 1923 года вышел первый номер ингушской газеты «Сердало». Основателем этой газеты и ее первым редактором также был 3. К. Мальсагов.
|
|
 |
Кругозор творческих интересов А. Мамакаева был необычайно широк. Он находился в постоянных поисках обновления языковых средств и метрических форм чеченского стиха, явился первым чеченским поэтом, создавшим очень своеобразный, тонкий язык лирики, позволяющий раскрыть внутренний мир героя, его психологию.
|
|
 |
М. Мамакаев, говоря его собственными словами, «старался идти по сложной дороге жизни, каждый свой шаг соизмеряя с ее потребностями и запросами». Находясь на учебе в КУТВе, он хлопочет об организации первого на чеченском языке общественно-политического и литературно-художественного журнала.
|
|
 |
По первому образованию С. Мамилов - актер. Он выпускник чечено-ингушской национальной студии Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии. Выпускники этой студии в 60-е годы составили основу трупп создававшихся в Грозном театров.
|
|
 |
Миллионщиков Михаил Дмитриевич (1913-1973) академик, вице-президент АН СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий. Родился в г.Грозном.
|
|
 |
Литературная деятельность Н. Музаева наиболее интенсивно развивается во второй половине 50-х годов. Его лирика, эпос и драматургия занимают в нашей литературе видное место. По-разному отражена в них действительность. В поэзии, например, на первом плане - героизм народных масс.
|
|
 |
В творчестве М. Мусаева ведущей является тема сегодняшней молодежи. Писателя интересует нравственный и духовный мир молодых современников, мера их ответственности перед обществом. Выпускник юридического института Азамат из повести «Золотая брошка» - человек, которому чужд компромисс со своей совестью.
|
|
 |
Литературное дарование З. Муталибова щедро раскрылось во второй половине 50-х годов. Из печати вышло несколько его стихотворных сборников и прозаических книг. Его поэзия осмысливает морально-нравственные и культурные изменения, происшедшие в жизни родного народа за прошедшие после Великой Октябрьской революции годы.
|
|
 |
Как и на других ингушских советских поэтов и писателей второго поколения, большое влияние оказали на начинающего поэта такие заботливые наставники, как преподаватель ингушского языка, основоположник ингушской советской поэзии Тембот Дордаганович Беков и первый редактор газеты «Сердало», председатель Ингушского литературного общества Заурбек Куразович Мальсагов.
|
|
 |
А. Нажаев первым из чеченских писателей уделяет серьезное внимание национальному народному творчеству. Уже к 1926 году он издает фольклорный сборник «Чеченские песни, рассказы и пословицы». В том же году появляется и второй сборник - «Чеченские песни», составленный им совместно с И. Ибриевым.
|
|
 |
А. И. Озиев любил и изучал народную поэзию, широко пользовался ее изобразительно-выразительными средствами. Но, с другой стороны, в его поэзии мы видим сильное влияние и русской поэзии, особенно в форме. Это, в частности, проявилось в стремлении к богатой рифме.
|
|
 |
Он автор или соавтор большинства школьных грамматик ингушского языка. Кроме этого, постоянно уделял и уделяет много времени переводам произведений русской классической и советской литературы: перевел на ингушский язык поэтические произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и многих советских поэтов.
|
|
 |
X. Осмиев - автор около десяти прозаических и поэтических сборников. Произведения его пользуются большой популярностью как в республике, так и за ее пределами. Об этом говорит и тот факт, что лучшие из них переводились на казахский, осетинский, финский, аварский, кубачинский, кабардинский, балкарский и другие языки.
|
|
 |
Родился 1 января 1898 года в слободе Воздвиженской в семье служащего. В 1909-1916 годах учился в Грозненском реальном училище. В 1916 году поступает в Лесной институт в Петербурге. То было накаленное предреволюционной грозой время, и его воздействие на X. Ошаева не прошло бесследно.
|
|
 |
Член Союза писателей СССР с 1969 года. Плиев М-С. А. в своей творческой деятельности занимался сбором и обработкой фольклора, переводом произведений классиков русской и мировой литературы и современных поэтов на ингушский язык, публицистикой. Песни на его слова любимых народом, некоторые из них часто называют народными песнями.
|
|
 |
При соприкосновении с искусством Мурата Полонкоева охватывает изумление от многообразия его работ. Рисовальщик и живописец, скульптор и керамист, гравер и чеканщик. Благодаря удивительной работоспособности и творческой щедрости кажется, что художнику в работе, как птице в полете, легко и просторно.
|
|
|
Валентин Васильевич Рыжиков, родился 4 мая 1913 года в г. Нерчинске в семье учителей гимназии - мама, Елена Николаевна, преподавала математику, отец - рисование. Мать окончила Высшие женские курсы в Москве, отец - Петербургскую Академию художеств.
|
|
 |
Творчество Б. Саидова развивается в двух направлениях. Оставаясь поэтом, он с успехом пишет и в жанре драматургии. И во всех случаях его интересуют сильные и волевые люди, видящие свою главную цель в служении народу, Родине. Б. Саидов проводит большую работу, переводя на чеченский язык произведения советских драматургов.
|
|
 |
Литературная деятельность М. Сальмурзаева началась еще до появления родной письменности. В 1923 году на основе арабской графики он написал первый на чеченском языке рассказ «Кхетаме Хьамид» («Сознательный Хамид»), впоследствии его переиздали на основе латинской графики.
|
|
 |
М. Сулаев - поэт-лирик. Он умело раскрывает духовный мир современника, его чувства и мысли. В его поэзии много раздумий о судьбе человека, его долге перед обществом. Зреет мастерство М. Сулаева и в прозе. Книжками рассказов «Друзья встречаются вновь», «Оживление мертвого» он проявил себя писателем, умеющим разбираться в сложных социальных вопросах национальной действительности.
|
|
 |
Заслуженный деятель искусств России, доктор искусств Илес Татаев — первый профессиональный кинорежиссер Чечено-Ингушетии. Вплоть до 90-х годов кинорежиссер И. Татаев, заслуженный деятель искусств России и Чечено-Ингушетии, член Союза кинематографистов СССР, депутат Верховного Совета ЧИАССР, активно участвовал в культурной, общественной и политической жизни.
|
|
 |
При создании образов пьесы драматург опирался не только на свой творческий опыт, но и на лучшие достижения сатирического жанра нашей литературы. В характере Бож-Али много черт, присущих характеру Абубешира - литературного героя А. Хамидова, ставшего нарицательным типом. И все-таки Бож-Али в своих морально-нравственных побуждениях значительно лучше его.
|
|
 |
С 1936 года начинает сочинять стихи, песни и сам пишет к ним музыку. С тех пор работает в комитете радиовещания, в театре, стремится к общению с широкой аудиторией, часто выступает со сцены. Он становится известен не только как поэт, но и как знаток чечено-ингушской народной песни, ее талантливый исполнитель.
|
|
 |
Главные темы поэзии Хашагульгова - борьба за мир и дружбу народов, воспевание советского патриотизма и интернационализма, преданность великой идее строительства коммунистического общества. Значительное место в его поэзии занимают также сатирические стихи и стихи для детей.
|
|
 |
Произведения С. Чахкиева издавались и в Москве. Так, в 1963 году в Детгизе большим тиражом вышла его книга рассказов для детей «Идиг, Мадиг и маленькая девочка», а в 1966 году - повесть «Энвер». Стихи, поэмы и рассказы Саида Чахкиева регулярно печатаются и в наших республиканских газетах, в различных периодических журналах - «Дружба народов», «Дон» и т. д., альманахах «Утро гор» и «Аргун».
|
|
 |
Начало творческого пути X. Эдилова относится к 1941 году. Большое влияние на формирование его творчества, по свидетельству самого поэта, оказала чеченская народная поэзия, русская и советская литература. С особой теплотой вспоминает он своего учителя - известного чеченского поэта Арби Мамакаева.
|
|
 |
Чеченец из села Старые Атаги, выросший в Киргизии после депортации семьи в 40-х. Он имел за плечами лишь шесть классов средней школы, но родился танцовщиком по склонности и таланту - и стал артистом наперекор воле отца, считавшего выбор сына недостойным настоящего мужчины.
|
|
 |
Стихи поэта стали народными, их знают и любят. Такие «вечные темы» искусства, как любовь, дружба, верность и т. д., поэту удалось окропить живой водой современности. И именно потому нам дорога взволнованная и умная гражданская и публицистическая лирика поэта, которая зовет быть лучше, краше, добрее.
|