Мусаев Магомед Мусаевич

Родился 15 июня 1915 года в селении Алды Чечено-Ингушской АССР в семье крестьянина.

После окончания Новоалдынской неполной средней школы ряд лет работал в нефтяной промышленности республики. В предвоенные годы был редактором Чечено-Ингушского радио, где продолжал работу, по состоянию здоровья временно вернувшись в конце 1942 года из Советской Армии.

В 1944 - 1957 годах М. Мусаев работал в торговой системе Казахстана.

С 1958 года по настоящее время - редактор, старший редактор Чечено-Ингушского книжного издательства.

Окончил Чечено-Ингушский государственный педагогический институт.

Первая книга рассказов и повестей М. Мусаева вышла в I960 году. В ней четко определился круг вопросов, которые будут интересовать писателя в его дальнейшей творческой деятельности. В центре внимания автора в первой повести «Корень счастья» молодежь, ее радости, трудовые будни, любовь. Герои повести Белита, Руслан - молодые колхозники. Их жизненные пути нелегки. Преодолевая трудности, предрассудки живущих по старинке людей, идут эти герои к своему счастью.

Героическая драма «Волны Терека», поставленная Чечено-Ингушским драматическим театром в 1960 году, свидетельствовала о том, что М. Мусаев с успехом пишет и в области драматургии. Пьеса воссоздает героический облик советских людей, сражающихся на фронтах Великой Отечественной войны. Она получила хорошую оценку критики.

Вслед за ней М. Мусаев написал и другую пьесу - «В одном ауле», в которой рассказывает о том новом, что пришло в жизнь горцев, о моральных и нравственных изменениях, происшедших в характере и психологии сегодняшних жителей села. В пьесе интересно нарисован образ молодой горянки Алпату. Она свободна от влияния замшелой старины. Драматург умело, показывает, как рождается новый человек, как у забитой горянки формируется новое мировоззрение, чувство собственного достоинства.

Вскоре выходит следующая повесть М. Мусаева «Золотая брошка» - о жизни советской милиции, о мужественных и смелых людях.

В творчестве М. Мусаева ведущей является тема сегодняшней молодежи. Писателя интересует нравственный и духовный мир молодых современников, мера их ответственности перед обществом. Выпускник юридического института Азамат из повести «Золотая брошка» - человек, которому чужд компромисс со своей совестью. Азамат работает следователем. С некоторыми из своих коллег он расходится по принципиальным вопросам. Отстаивая свои верные взгляды, осознавая личные промахи по работе, Азамат совершенствуется, растет и мужает. Образ Азамата занимает видное место в галерее образов современников чечено-ингушской литературы.

Писатель все чаще обращается и к теме раскрепощения женщины. При этом он не только пишет о том, как женщина находит свое место в жизни. Он показывает ее влияние на эту жизнь. Таков рассказ писателя «Белокурая». Героиня этого рассказа Пиха несчастлива. Ее муж Элаха пьет, бездельничает, бросил работать. Она, не считаясь со старыми обычаями, активно участвует вместе с общественностью в борьбе за то, чтобы Элаха занял достойное место в жизни. Характер Пихи твердеет, закаляется в постоянных схватках с носителями адатских мировоззрений. У нее не остается никаких черт, характерных для забитой, приниженной женщины. Это - новый человек, воспитанный новым временем. Счастье, когда-то недоступное горянке, теперь она добывает сама. Пиха - современная героиня, ее образ становится типичным в нашей жизни.

Самой удачной работой М. Мусаева можно считать повесть «Анзор», переведенную сейчас на русский язык. В ней писатель показал сложный путь своего героя, на долю которого выпало немало испытаний. Анзор рос сиротой. У него не оказалось силы воли, чтобы сопротивляться влиянию муллы Хизира, желавшего сделать его своим преемником. Анзор поверил мулле, поверил в религию. Писатель показывает, как появляются у Анзора в душе колебания, как постигает он ложь религии, как открывает для себя великую правду нашего времени.

М. Мусаева интересуют люди трудной судьбы, преодолевающие эти трудности и идущие к своей заветной цели.

В 1968 году вышел сборник его пьес «Волны Терека». В новой пьесе «Восставшие за свободу», вошедшей в сборник, ставится проблема воспитания молодежи в духе героических традиций отцов, отстаивавших революцию.

М. Мусаев перевел на чеченский язык ряд произведений русских писателей, таких как отрывки из романа «Разгром» А. Фадеева, «Путь большевика» 3. Орджоникидзе, «Тимур и его команда», «Чук и Гек», «Голубая чашка» А. Гайдара, «Ступеньки» А. Носова и др.

Сейчас писатель работает над новой повестью о нашей современной молодежи.

Член КПСС с 1958 года.

Член Союза журналистов СССР с 1959 года.

Член ССП с 1966 года.

Произведения М. Мусаева

на чеченском языке

  • Садаьржаш. Повесть, дийцарш. Грозный, Нохч-ГIалгIайн книжни изд-во, 1960.
  • Дашо маха. Повесть, дийцарш. Грозный, Нохч-ГIалгIайн книжни изд-во, 1963.
  • Анзор. Повесть. Грозный, Нохч-ГIалгIайн книжни изд-во, 1966.
  • Теркан тулгIенаш. Пьесаш, Грозный, Нохч-ГIалгIайн книжни изд-во, 1968.

на русском языке

  • Золотая брошка. Повесть. Грозный, Чечено-Ингушское книжное изд-во, 1965.
  • Анзор. Повесть. Грозный, Чечено-Ингушское книжное изд-во, 1967.

Литература о творчестве М. Мусаева

на чеченском языке

  • Нашхоев Р. Турпалаллин спектакль. «Ленинан некъ», 1960, 18 декабрь.
  • Галаев Хь. Терка туолгIеш. «Сердало», 1961, 1 январь.
  • Яндарбиев Хь. «Дашо маха» цIе йолу М. Мусаевн повесть, «Ор-гa», 1964, № 2.
  • Ошаев X. «Цхьана эвлахь». «Ленинан некъ», 1964, 18 октябрь.
  • Арсанукаев Ш. «Дашо маха». «Колхозан дахар», 1966, 19 июнь.
  • Туркаев Хь. СССР-н яздархойн член. «Ленинан некъ», 1967, 1 январь.

на русском языке

  • Калита Л., Баширов Л. О знакомом, волнующем, наболевшем. - «Грозненский рабочий», 1964, 16 октября.
  • Бацаев Б. Разговор о молодежи. - «Грозненский рабочий», 1961, 24 марта.
  • Ошаев X. «Золотая брошка». - «Грозненский рабочий», 1964, 21 февраля.
  • Туркаев X. Новые герои молодой прозы. - «Грозненский рабочий», 1965, 15 января.
  • Межидов В. Повесть М. Мусаева «Анзор». - «Грозненский рабочий», 1968, 15 августа.

 

Из книги А. У. Мальсагова и Х. В. Туркаева «Писатели советской Чечено-Ингушетии». 1969 г.

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru