Культура Чечни

Туркаев Х. В.

Если в характере Невесты и Жениха ожидание беды скрыто за бесстрастностью реплик, то у Леонардо (Д. Омаев, М. Цицкиев) и особенно у Жены Леонардо (3. Баталова) — это предчувствие трагедии, которое уже бесполезно прятать: оно во взгляде, в бесшумной стремительности движений, в молчании. То там, то здесь в толпе веселящихся гостей мелькает черной птицей Жена Леонардо — еще девочка, охваченная горем и уже чувствующая себя одинокой.

Свадьба Невесты и Жениха — странная свадьба. Гости и сами виновники торжества словно ждут чего-то. Вот Жених бросил шляпу к ногам Невесты. Она должна поднять ее, т.е. подчиниться. Невеста начинает танец вокруг этой шляпы, и этот танец все длится и длится. В этом затянувшемся свадебном ритуале, изматывающем Невесту, отнимающем у нее силы, -одна из великолепных находок режиссера. Все более и более приближается Невеста к шляпе в своем бесконечном танце - и тут общее напряжение взрывается. Ударом ногой по шляпе Невеста освобождается от напряженности, от усилия быть не собой. Сбрасывает броню покоя и невозмутимости Леонардо. Словно им - Невесте и Леонардо - все было ясно давно. Не надо ничего придумывать, решать. Просто надо бежать. Взбунтовавшаяся природа отбросила все наносное, и в этот миг и Невеста и Леонардо знают, что обрели счастье. Пусть только миг счастья.

Погоню за беглецами снаряжает Мать. X. Хакишева словно молодеет в это мгновение, все ее тревоги за сына исчезают без следа. Теперь она сама вручит ему нож. Сильнее материнской любви, сильнее страха срубить дерево жизни рода оказывается привитое чувство чести. Она становится страшной в момент погони. Мать, носительница жизни, оберегающая жизнь, превращается в сеятельницу смерти: она дает нож. Так в спектакле разрешаются, столкнувшись, обе темы: тема бунта и тема ножа. Разрешаются смертью.

Своеобразным творческим экзаменом стали первые крупные гастроли Чечено-Ингушского театра в Москве, прошедшие летом 1971 г. Театр приехал в Москву с репертуаром, никому не известным. "Асланбек Шерипов" М. Солцаева, "Бессмертные" А. Хамидова, "Петимат" С. Бадуева, "Бешто" М. Солцаева по повести С. Бадуева, "Нефтяники" Н. Музаева и лишь одно знакомое название: "Кровавая свадьба" Г. Лорки. «Театр из Грозного не захватил с собой ни одной верной кассовой пьесы и даже рискнул вообще обойтись без комедии. Каждый вечер - только драма, героическая или романтическая. Драматическая хроника времен Гражданской войны, повествование о героях Великой Отечественной, печальная любовная история из прошлого, социальная драма начала века, драма современная - из жизни нефтяников - и, наконец, испанская трагедия с ее тревожным ритмом и суровостью. Театр составил гастрольную афишу из одних своих пьес, если не считать Гарсиа Лорку. Впрочем, и "Кровавую свадьбу" он по праву может считать своей, потому что не просто о ней вспомнил, но предложил свою сценическую редакцию и неожиданное решение самых загадочных мест трагедии», — писала критик О. Дзюбинская.

Театр своими спектаклями стремился рассказать московским зрителям о героях народа, о тех, кто жертвовал жизнью во имя свободного будущего. Героическая драма "Бессмертные" прославляла подвиг, совершённый в Великой Отечественной войне Героем Советского Союза Ханпашой Нурадиловым. Людям, сильным духом, их борьбе за свободу и счастье посвящены спектакли "Бешто" и "Петимат". Героические нотки звучали и в современной драме "Нефтяники", и в классической трагедии "Кровавая свадьба". Гастроли театр начал героической драмой "Асланбек Шерипов" - о легендарном, бесстрашном борце за революцию. «Уже в первых спектаклях проявились неповторимые творческие особенности коллектива - стремление к искусству высокой героики и патетики, - писал в своей статье "Театр героической темы" Н. Путинцев. - Темперамент режиссуры, эмоциональность актерского исполнения, развернутый музыкальный фон - все направлено на выявление больших идей, мыслей и чувств».

Критик Дзюбинская, отмечая некоторые повторы режиссерского решения спектаклей М. Солцаева, тем не менее пишет, что "образное решение каждого спектакля вытекает из реальности". Говоря о том, что пьеса о герое революции, местном уроженце, есть почти в каждом национальном театре и зрители привыкли, что благородный замысел рассказать о человеке легендарной судьбы обычно воплощается в похожих друг на друга пьесах-биографиях, в спектаклях с громкой и шумной массовкой, с тревожно бегущими по морщинистому небу свинцовыми тучами и несмолкаемой механической музыкой, — Дзюбинская отмечает, что «спектакль "Асланбек Шерипов" — не из числа привычных представлений. Он самобытен, как и сам герой этой исторической хроники».

Автор другой статьи так пишет о спектакле "Асланбек Шерипов": «Многое в этом спектакле представляется особенным, типичным для этого театра, для исполнительского стиля его актеров. Весь спектакль решен как публицистическая драма, где Асланбек и Николай Гикало открыто обращаются к зрителям со своими раздумьями, сомнениями, спорами, как бы призывая наших современников стать их сообщниками и друзьями. Весь строй спектакля тяготеет к монументальной драме. Большое значение в спектакле имеет музыка - взволнованная, драматичная, во многом определяющая настроение происходящего действия. Художественное оформление лаконично и скупо. В спектакле "Асланбек Шерипов" раскрылись значительные творческие возможности коллектива театра», заключает Н. Путинцев.

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru