Пели и танцевали в спектакле "Песни вайнахов" все актеры, и делали это темпераментно и профессионально. И заслуга в этом не только режиссера и балетмейстера. Сказались природная музыкальность, пластичность, артистическая одаренность, свойственная вайнахскому народу. В 1977 г. спектакль получил Госпремию РСФСР.
Режиссера М. Солцаева всегда волновала проблема "личность и общество". Его привлекали сильные, неординарные личности. В 1982 г. Солцаев обращается к образу Ленина. Он пишет собственную композицию из произведений А. Корнейчука, Н. Погодина, К. Тренева и М. Шатрова. Спектакль "Лениниана" участвует в IV Всероссийском смотре драматургии и театрального искусства народов СССР, посвященном 60-летию образования СССР.
Среди театров, участвовавших в этом смотре, был и ленинградский БДТ со спектаклем о Ленине "Перечитывая заново", поставленным Г. Товстоноговым, учителем Солцаева. Для устроителей фестиваля был известный риск в том, что два спектакля о Ленине оказались в одной афише, — они имели заметное сходство в композиционном подходе к материалу. Спектакль БДТ состоял из предельно насыщенных эпизодов жизни вождя — избранных страниц из произведений А. Корнейчука, Н. Погодина, М. Шатрова и В. Логинова. Невольно состоялся спор-диалог Мастера и Ученика. И Ученик этот спор выиграл.
Нет возможности подробнее проанализировать оба спектакля, что было бы очень интересно. Приведу лишь небольшой отрывок из статьи П. Романова "Фестиваль дружбы": «Спектакль режиссера М. Солцаева - скорее поэтическая оратория, нежели психологическое исследование. Законы многоголосья, присущие симфоническому произведению, формируют здесь ритмический рисунок действия. Образ огромной разбуженной России воплощен в движении действующих лиц, в динамичном и жестком рисунке массовых сцен... Облик Ленина (М. Давлетмирзаев) слагается постепенно из штрихов, узнаваемых деталей. Эмоциональное, страстное исполнение М. Давлетмирзаева заразительно, прежде всего потому, что выстроено по принципу высокой поэтической образности. За два часа актер проживает максимально насыщенную жизнь. И огромную помощь актеру в этом оказывают Ведущие — X. Азаев и М. Магомадов — Солдат и Матрос революции. Звучащие в их исполнении стихи В. Маяковского, Е. Евтушенко, Р. Рождественского, А. Вознесенского — не просто логические связки сцен. Их звенящий, упругий ритм — словно камертон настроения каждого последующего эпизода. В спектакле БДТ функция Ведущих (М. Волков и В. Ковель), создающих ленинский портрет из воспоминаний современников, ко второму действию практически исчерпывается, и они все реже появляются на сцене. В "Лениниане" же, напротив, роли Ведущих по ходу спектакля становятся все существеннее. Все более пристальным становится их взгляд на происходящие события».
Режиссер М. Солцаев и актер М. Давлетмирзаев получили за спектакль "Лениниана" Госпремию РСФСР.
Своеобразным подведением итогов почти 30-летней деятельности Чечено-Ингушского театра после возрождения стали его гастроли в Москве в 1984 г. Гастрольный репертуар театра состоял из таких разных, и в драматургическом материале, и в жанровой принадлежности, спектаклей, как "Из тьмы веков" И. Базоркина, "Кориолан" Шекспира, "Инспектор ОБХСС" М. Солцаева, "Иду в путь мой" А. Проханова и Л. Герчикова, "Ревизор" Гоголя, "Когда арба перевернулась" О. Иоселиани.
«Нечасто происходят встречи с искусством не просто самобытным, но столь осознанным и истинно возвышенным, - писал рецензент московских гастролей театра, сегодня министр культуры России М. Швыдкой в статье "Достоинство мастерства". — Каждая труппа располагает яркими индивидуальностями. М. Солцаев и Р. Хакишев обладают вполне определенными личными творческими пристрастиями, но важно отметить прежде всего некую общность в понимании предназначения и достоинства театрального искусства как такового, что сближало не только качество исполнения каждого спектакля, но и все увиденные постановки обеих трупп, определяло единство театра в целом».
Рецензент отмечал высокую профессиональную грамотность обеих трупп, подлинный историзм спектаклей, о чем бы они ни рассказывали: о римских древностях, событиях минувшего века или сегодняшних драмах.
В том, что чеченская труппа выбрала для постановки эпос ингушского классика И. Базоркина, естественно выразилась историческая общность двух народов. Несчастливая любовь молодого Калоя (А. Марисултанов) не просто воссоздана на фоне "народной судьбы"; в частной лирической драме отразилось общее несчастье, в личных метаниях Калоя -искания народа. "М. Солцаев, следуя И. Базоркину, рассматривает определенный период истории своего края, но зорко всматривается в конфликты, что на протяжении столетий определяли уклад жизни народа. Именно поэтому так важен для стилистики спектакля элемент ритуальности. Здесь точно соблюдена ритуальность кавказской бытовой жизни, где строго регламентируются основные моменты человеческого бытия, встречи и расставания. Она ощутима и в художественном осмыслении, выражении эмоциональных кульминаций в судьбах героев. Психологические взрывы отражают типологию национального характера".