Песни создавали безвестные талантливые народные певцы-поэты - илланчи. В отличие от других жанров, которые почти общедоступны для усвоения и пересказа, такая сложная форма, как илли, требовала специальных навыков и способностей. Естественно при этом, что особо знаменитый илланчи становился и профессиональным певцом-импровизатором. Певцы, возможно, и сами бывали участниками походов. Исполнение песен, как правило, предполагало наличие многих слушателей. Илли исполнялись мужчинами, слушателями были все. Акт исполнения и восприятия был торжественным. Прослушивание илли требовало от слушателей активного участия.
Типичную картину исполнения и прослушивания илли зафиксировал Н. Семенов: "Чеченец не пел, а только говорил в тон балалайке. Это было вроде нашего речитатива. Каждая строфа кончалась долгим и быстрым перебором струн. Но певец до того углубился в положение воспеваемого героя, что, казалось, будто он импровизирует. Что-то вдохновенное слышалось в его голосе, полном тоскливого созерцания павшего абрека. Да, он действительно импровизировал, иначе бы ему не удалось так цельно пропеть эту песню...".
Важное значение имеет то, что в илли наметилась тенденция к созданию единого нахского фольклорного языка. 3. Мальсагов отмечал: "...в среде живых нахских наречий и говоров мы уже имеем определенную междудиалектную форму, общую для всего народа. Это язык народной поэзии, которым пользуются как орудием поэтического творчества представители всех наречий... Формально он почти полностью совпадает с чеченским наречием".
Хотя илли уже не имеют активного бытования в устной среде, интерес к ним не пропал. Песни продолжают записывать, к ним привлечено внимание читателей и исследователей. Героико-исторические песни оказали огромное влияние на письменную чеченскую поэзию и сегодня продолжают волновать читателя глубиной мысли и своим поэтическим совершенством.
Чечено-Ингушский драматический театр: его роль в формировании толерантности в обществе 1950-1980-х гг.
Р. А. Ташаева
"Театр - одно из самых действенных и полезных орудий в строительстве страны, это барометр, отмечающий ее величие и упадок. Чуткий театр, верно направленный во всех своих жанрах - от трагедии до водевиля, - может в несколько лет изменить мировосприятие народа.
Театр - это школа слез и смеха, свободная трибуна, с которой люди могут обличать устаревшую или ложную мораль и объяснять на живых примерах вечные законы человеческого сердца и человеческого чувства.
Народ, не помогающий создавать свой театр, либо умер, либо при смерти. Но если театр не улавливает со слезами или со смехом пульс общества, пульс истории, драму своего народа и подлинные краски родного пейзажа и национального духа, то он не имеет права называться театром".
Это высказывание о театре известного испанского поэта, драматурга и публициста Федерико Гарсиа Лорки как нельзя более точно определяет основную суть деятельности Чечено-Ингушского театра на всем протяжении его истории, особенно в интересующий нас период. Неразрывно связанный со своим народом, он вместе с ним смеялся и плакал, обнажая в своем искусстве вайнахскую сущность, вайнахский дух, вайнахскую ментальность, поднимаясь в лучших своих спектаклях до пророчества. Чечено-Ингушский театр сыграл большую роль в приобщении зрителя к национальной, многонациональной советской, русской и зарубежной драматургии, воспитывал зрителя на нравственных примерах своих сценических героев.
Чечено-Ингушский государственный драматический театр имени X. Нурадилова, находившийся в г. Грозном, не имеет подробной написанной истории, но эпизоды его деятельности, как драгоценные камни, рассыпаны по республиканской, российской и союзной периодике. Рецензии на спектакли, творческие портреты актеров и режиссеров, критические заметки, отклики зрителей, интервью деятелей искусства и многое другое, имеющее отношение к жизни театра, представляют богатейший материал для историков и театроведов.
Анализируя этот материал, можно проследить пути развития театрального искусства Чечено-Ингушской республики за весь период существования вайнахского профессионального драматического театра. Он зарождается в 1931 г., но уже через 13 лет, в 1944 г., отправляется вместе с народом в изгнание. С восстановлением республики в 1957 г. Чечено-Ингушский театр, которому в 1943 г. было присвоено имя Героя Советского Союза Ханпаши Нурадилова, возобновляет свою работу.
Трудным было возрождение театра. Начинать пришлось с нетворческих дел: переоборудовать бывший Дом культуры под театр, приспосабливать сцену. Но прежде всего не хватало актеров. Была набрана актерская студия в Ленинградский театральный институт. А пока в театре рядом с вернувшимися профессиональными актерами Зубайраевым, Бадуевым, Алиевой, Исаевой, Ташухаджиевой, Мустапаевой и др. начинает работать способная молодежь из самодеятельности. «В премьере первого спектакля возрожденного театра "Асланбек Шерипов" успешно дебютировали: в роли Шерипова -бывший шахтер С. Гулиев, Гикало - комсорг Шалинского совхоза С. Ильясов, Демчука - бывший участник ансамбля А. Дениев».