Знаменательно, что в передаче диалогов илланчи (исполнители илли) придерживаются определенного правила: ярче, образнее, значительнее речь положительных персонажей. Речь же персонажей отрицательных — князей, владетелей и т.д., с которыми происходит столкновение, — обычно короче, беднее. Наиболее ярко это выражено в илли "Песня о Сурхо, сыне Ады". Сказитель создает контраст "герой — его противник" с помощью их же собственной речи. Герой даже в гневе рассудителен, говорит спокойно, взвешивая каждое слово, речь его образна, убедительна. Противник обычно резок в выражениях, речь его немногословна, часто груба.
В илли четко предстают народные воззрения на богатство, родовитость, этические нормы. Ни в одной из них мерилом ценности героя не становится его богатство или принадлежность к сильному роду. Симпатии сказителей всегда на стороне бедного и обездоленного юноши, ибо он не отступает перед опасностью и борется до последнего. Из всех перипетий герой благодаря своим личным качествам выходит победителем. Плохое воинское снаряжение в его руках становится грозным, добычу он всегда делит поровну среди обездоленных жителей села и берет себе лишь равную долю. Настоящий герой оптимистичен, правдив в речах и последователен в поступках, находчив, с уважением относится к женщинам и старикам, презирает смерть и богатство, мужествен и всегда готов к самопожертвованию. Есть нечто рыцарское в том, что герой совершает свои поступки открыто. Так, угоняя табун, он посылает пастуха к князю известить его об этом, а сам ждет битвы и готовится к ней. О популярности в народе героев илли красноречиво говорит их широкая известность, сравнение человека с эпическим героем считается высшей похвалой.
В илли получил развитие и образ женщины. Одним из высоких моральных качеств героя становится его уважительное отношение к женщине. Даже если она является женой врага, на нее не поднимется рука героя, для него оскорбительна сама эта мысль ("Сын старой вдовы"). Герои ценят женскую любовь, они даже готовы отказаться от притязаний на похищенную любимую, если она сама пожелала выйти за похитителя.
По своей героической направленности, силе духа и патриотизму к основному герою илли примыкает образ матери, который значим и сам по себе, и для большего раскрытия центрального образа. Как присяга звучит клятва отправляющегося в поход сына, данная матери. Показательно, что клятва дается именно матери, и этим герой отрезает себе путь к отступлению. В минуту одиночества, перед лицом смерти герой обращается к далекой матери. Награда для него за героические деяния прежде всего - радость матери за своего сына. Сохранился в илли и древнейший мотив о целительной силе материнских рук. Образ матери Сурхо Адиева предстает как высшее завершение материнских образов илли - именно к матери идут старцы просить ее сына. Мать отвечает: "Родила я Сурхо моего не для того, чтобы нежить его. Вам, если надо, отдам я его". Затем наставляет сына: "Если они душу твою потребуют — вырви ее из тела и отдай им".
Хотя в период сложения илли патриархальные отношения были довольно сильными, образ отца получил значительно меньшее развитие, чем образ матери, а образы братьев героя почти отсутствуют. Видимо, сказители желали придать герою большую самостоятельность и не хотели делить его воинскую славу. Образ же матери эту славу возвеличивает.
Мужество, стойкость, находчивость — определяющие качества героя. Но его успех в бою во многом зависел от вооружения и боевого коня. Как правило, все историко-героические песни содержат описание оружия и одежды героя. Подчеркивается идеальный характер предметов, их высокие достоинства. «Критерием ценности является высокая "марка" изделия, его качество». Все вооружение героя именуется "тешаме", т.е. верным, надежным; часто употребляется определение "чал дера герзаш", т.е. злее разъяренного медведя оружие.
Исследуя многочисленные эпитеты оружия и одежды в илли, И.Б. Мунаев пришел к выводу, что "качество оружия и других предметов воинского снаряжения имеет исключительно важное значение для характеристики героя. Его оружие может быть только самым лучшим и испытанным в бою. Обладая таким оружием и доспехами, он не может быть слабым и трусливым".
В содержании типичных героико-исторических песен нет прямого указания на самостоятельную роль оружия, как в волшебных сказках и древне-эпических жанрах. Но нет сомнения в том, что вещи в илли не нейтральны, а находятся в тесной связи с их обладателями. Эта связь неразрывна и статична, илли не знают героя без превосходного оружия, благородной одежды и скакуна. Таким образом, можно говорить о прямой взаимообусловленности и специфической взаимосвязанности понятий "герой" (человек, обладающий высокими моральными и физическими достоинствами) и "вещи": оружие, одежда, конь (превосходных, выдающихся качеств). Связь этих понятий в илли объясняется не только законами жанра, но и своеобразием духовной культуры чеченцев эпохи позднего средневековья (когда и зародился жанр илли). Мир воспринимался как единое целое, вещи в сознании людей обладали своеобразием и особыми качествами. В спектр духовного видения создателей илли включалась и иррациональная связь людей и окружающего материального мира.