Культура Чечни

Туркаев Х. В.

В короткой статье невозможно рассказать о всех постановках театра 1950-1980-х годов. Главное - выявить основные тенденции развития театрального искусства Чечено-Ингушетии на анализе постановок национального театра, не только ставших событием для республики, но и вошедших в историю советского театра.

В этот период театр, так же как и другие виды искусства, существовал в определенных идеологических рамках. В условиях творческой несвободы государство определяло репертуар театра: борьба с пережитками прошлого, тема раскрепощения женщины-горянки, трудовой подвиг советского народа, критика адатско-шариатских устоев, антирелигиозная тема, тема кровной мести и др.

Во все годы существования Чечено-Ингушского театра наибольшим успехом у зрителей пользовалась комедия, так как вайнахи всегда любили посмеяться над собой. Отсюда особенная популярность национальных комедий ("Женитьба Цаэбы", "Мирза-усач" Н. Музаева, "Бож-Али" А. Хамидова). Комедии "Храбрый Кикила" Г. Нахуцрашвили и Б. Гамрекели, "Чеховский вечер", "Левониха на орбите" Макаенка, гоголевские "Женитьба" и "Ревизор" и многие другие всегда тепло встречались зрителями.

В конце 1950-х — первой половине 1960-х годов в Чечено-Ингушском театре работали режиссеры М. Минаев, Л. Горькая, А. Бело-липецкий, П Харлип, первый профессиональный чеченский режиссер Г. Батукаев. Режиссер-педагог Ленинградского театрального института И. Савельев ставил спектакль "День рождения Терезы" Г. Мдивани с выпускниками актерской студии. Вместе с ними создавали спектакли художники Э. Валентинов, Ф. Кузнецов, А. Сновинг.

В репертуаре театра были русские, грузинские, азербайджанские, осетинские, балкарские, дагестанские, туркменские, киргизские, белорусские пьесы. На сцене театра шли и русские, и зарубежные классические произведения. Уже упоминавшийся "Чеховский вечер" коллектив провел в 1960 г., показав на нем "Юбилей", "Предложение", инсценировку "Хирургии". Были поставлены также "Лекарь поневоле" (1959) Мольера, "Женитьба" (1960) Гоголя, "Ромео и Джульетта" (1961) Шекспира, "Хозяйка гостиницы" (1962) Гольдони, комедии Мериме (1964), "Без вины виноватые" (1967) А. Островского, "Коварство и любовь" (1967) Шиллера.

Рецензенты в своих критических статьях отмечали не всегда удачную режиссерскую концепцию того или иного спектакля, порой несоответствие художественного оформления и режиссерского решения отдельных сцен, упрощенность драматургического решения той или иной постановки. Это не значит, что в то время в театре не было спектаклей с интересным режиссерским решением и удачным художественным оформлением. Несомненно, они были.

В хорошем ритме, по-разному показывая героев миниатюр Чехова "Хирургия", "Предложение" и "Юбилей", провел Чечено-Ингушский театр в 1960 г. "Чеховский вечер" (режиссер А. Белолипецкий). Удачными актерскими работами был отмечен спектакль "Петимат" по пьесе С. Бадуева, поставленный Г. Батукаевым в том же 1960 г. "Несмотря на все недочеты, спектакль получился удачным -очень смешным и острым", - писала о гоголевской "Женитьбе" (режиссер А. Белолипецкий) в 1961 г. осетинский театровед Л. Орлова. "Режиссер Г. Батукаев хорошо почувствовал стиль пьесы и проявил много творческой выдумки", -откликалась в 1961 г. газета "Грозненский рабочий" на спектакль "Мирза-усач". Актерским дебютом 3. Баталовой стала роль юной Асет в спектакле "Горянка" по пьесе Р. Гамзатова (режиссеры Минаев и Горькая). Творческим экзаменом для коллектива стало выступление с этим спектаклем на сцене Кремлевского театра в Москве. Довольно успешно прошли гастроли Чечено-Ингушского театра в Дагестане и Кабардино-Балкарии весной 1963 г. "Театр этот, бесспорно, располагает способным актерским коллективом, сумевшим преодолеть многие драматургические недостатки показанных пьес", — отмечалось в газете "Кабардино-Балкарская правда".

Пьеса А. Хамидова "Бож-Али", поставленная П. Харлипом в 1965 г., стала чеченской классикой. Спектакль выдержал наибольшее количество представлений, был отмечен дипломом и премией на смотре, посвященном 50-летию Октября. Все рецензенты подчеркивали удачный выбор актера на главную роль. "М. Давлетмирзаев в роли Бож-Али рисует образ этакого красавца, настоящего мужчины, знающего себе цену", - писала Л. Нимвицкая в статье "В распре с адатом". Артист изумительно передавал гнев героя, наказанного колхозом, ярко показывал хитрость и изворотливость Бож-Али, выманивающего деньги у тетки Маймы. "Какое богатство доводов! Как он обольстителен и страстен! А потом он демонстрирует танец, которым должен покорить новую жену. Чуть косолапя, Бож-Али дрожит от внутреннего темперамента. Его танец великолепен. В двух-трех движениях, выразительных и четких по ритму, актер показывает фанфаронство своего героя, делая его смешным, тогда как Бож-Али хочет казаться неотразимым. Удачно найденное актером сочетание грозной внешности и слабого характера создает живой образ".

В другой рецензии на спектакль читаем: "Все мысли и переживания персонажа отражаются в глазах актера, в его жестах, то размашистых и самоуверенных, то безвольных и вялых. А усы Бож-Али! Они то гордо взвиваются кверху, как знамена победоносного завоевателя, то жалкими хвостиками свисают вниз. Все, что делает исполнитель в роли, очень смешно, но в то же время и убедительно, потому что актер до предела правдиво, всерьез живет на сцене в этой острокомедийной роли".

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru