Культура Чечни

Туркаев Х. В.

Начало появления христианства в Чечне и Ингушетии обычно связывается с Грузией ХП—ХШ вв., с периодом царствования царицы Тамары. Б. Далгат указывает и на возможное распространение христианства через Византию посредством греческих миссионеров, которые издавна посещали Кавказ. С XVI в. начинается активное воздействие мусульманской религии на Кавказе со стороны турок. Одновременно ислам проникал к чеченцам, позднее - к ингушам со стороны Дагестана, где он утвердился намного раньше, после появления здесь арабов. Сильное влияние на распространение ислама в Чечне в конце XVIII в. оказал шейх Мансур.

Христианство, как и мусульманство, наложило определенный отпечаток на эпос чеченцев и ингушей. В некоторых сказаниях встречается понятие "керста" в смысле "христианин". Имеющиеся у чеченцев представления о рае (чечен. - Эхарт, Ялсмане) и ангелах, джиннах, илбисах и т.д. были чужды им и, несомненно, появились вследствие христианского и мусульманского влияний.

Древнейшие образы кавказского эпоса — это великаны. Они имеют много общего со своими кавказскими аналогами, что служит немаловажным подтверждением многих общих типологических моментов в древней культуре кавказских народов. Великаны встречаются не только в героических сказаниях, но и в волшебных и героических сказках, преданиях, в древних сказаниях о богатырях. У.Б. Далгат определяет несколько типов великанов, сходных с подобными образами у других народов. Это мифические великаны-чудовища, одноглазые великаны-людоеды, великаны-богатыри. Великаны первой и второй групп в сказках и сказаниях оцениваются как персонажи сугубо отрицательные. Великаны-богатыри в большинстве случаев воспринимаются как образы положительные.

Героические сказания составляют значительную часть эпических произведений чеченцев. Героический эпос не совсем однороден по идейно-тематической структуре. В нем можно выделить два вида сказаний: нарт-орстхойские сказания и сказания о местных героях, относящиеся к более позднему историческому эпосу. По сравнению с древними богатырскими циклами о великанах-богатырях героические сказания представляют более позднюю ступень развития эпоса; они тесно соприкасаются с жизнью и бытом чеченского народа, с его обычаями, мировоззрением и этикой. Легендарные образы богатырей зачастую соотносятся с реальными историческими лицами. Это говорит о том, что эпос настолько "вжился" в народную жизнь (собственно, он рожден ею), что героическая тема приобретает почти реально-бытовой характер. Кое в чем "нарты" и им подобные существа сопоставимы с некогда действовавшими "первопредками" из древних мифов (тем более, что они обязательно воспринимаются как предки народа — носителя эпической традиции), а время их жизни и славных походов — с настоящим мифическим временем типа "время сновидения".

Нарт-орстхойские сказания богаты и многообразны по тематике. Доминирующими темами У.Б. Далгат считает следующие: 1) тема набега, столкновений и состязаний нарт-орстхойских героев с местными богатырями; 2) тема богоборчества; 3) тема благодати; 4) тема гибели нартов.

Тема набега - одна из древнейших эпических тем. Многие сюжеты и образы нарт-орстхойских сказаний донесли до нас из глубины веков историческую информацию. Тема борьбы и столкновений эпических героев отражает общественные отношения тех отдаленных времен, когда на Северный Кавказ шли волны кочевых племен и народов, происходили межплеменные битвы и внутриплеменные столкновения.

В сказаниях нарт-орстхойцы предстают сильными богатырями, гордыми и независимыми. В их отношениях наблюдается своеобразный коллективизм. Все свои дела они решают совместно, добыча ими распределяется поровну. Самые характерные качества нарт-орстхойцев — их гордость и непреклонность перед богами; богоборчество у нарт-орстхойцев выражено особенно сильно. Во многих сказаниях говорится о том, что они вместе с Соска Солсой вели "против бога войну".

Известна многим народам и тема благодати. Она имеет древние истоки. В нарт-орстхойском эпосе тема благодати впервые зафиксирована в сказании "Сеска Солса и тазовая кость". Это сказание представляет интерес во многих отношениях. В нем отразились распространенные представления о людях, якобы населявших горную Чечню во времена, предшествовавшие историческому периоду жизни народа, слышны отзвуки о прошлой благодати и изобилии, показан образ жизни этих людей, которые ночуют с табунами своих лошадей в тазовой кости или в черепе великана.

Согласно древним воззрениям чеченцев и ингушей в отдаленном прошлом существовала идеальная жизнь, на земле было обилие всего: воды, растений, животных. Это время связывается с золотым веком. В основе характеристики золотого века лежит идея мировой благодати - "дуьненан беркат". Время "дуьненан беркат", по чеченским мифам, -первоначальный период жизни человечества, когда всего было вдоволь и никто не испытывал нужды. В лесах было много дичи, в реках - рыбы, трава была густой и высокой, как деревья, земля была до того "жирной", что если сжать в руке горсть земли, то из нее капало масло. Люди были огромного роста и силы. Они доверяли друг другу; не было ни войны, ни хитрости, ни подлости. Во всем мире царила гармония, не было ни стихийных бедствий, ни болезней.

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru