Начало появления христианства в Чечне и Ингушетии обычно связывается с Грузией ХП—ХШ вв., с периодом царствования царицы Тамары. Б. Далгат указывает и на возможное распространение христианства через Византию посредством греческих миссионеров, которые издавна посещали Кавказ. С XVI в. начинается активное воздействие мусульманской религии на Кавказе со стороны турок. Одновременно ислам проникал к чеченцам, позднее - к ингушам со стороны Дагестана, где он утвердился намного раньше, после появления здесь арабов. Сильное влияние на распространение ислама в Чечне в конце XVIII в. оказал шейх Мансур.
Христианство, как и мусульманство, наложило определенный отпечаток на эпос чеченцев и ингушей. В некоторых сказаниях встречается понятие "керста" в смысле "христианин". Имеющиеся у чеченцев представления о рае (чечен. - Эхарт, Ялсмане) и ангелах, джиннах, илбисах и т.д. были чужды им и, несомненно, появились вследствие христианского и мусульманского влияний.
Древнейшие образы кавказского эпоса — это великаны. Они имеют много общего со своими кавказскими аналогами, что служит немаловажным подтверждением многих общих типологических моментов в древней культуре кавказских народов. Великаны встречаются не только в героических сказаниях, но и в волшебных и героических сказках, преданиях, в древних сказаниях о богатырях. У.Б. Далгат определяет несколько типов великанов, сходных с подобными образами у других народов. Это мифические великаны-чудовища, одноглазые великаны-людоеды, великаны-богатыри. Великаны первой и второй групп в сказках и сказаниях оцениваются как персонажи сугубо отрицательные. Великаны-богатыри в большинстве случаев воспринимаются как образы положительные.
Героические сказания составляют значительную часть эпических произведений чеченцев. Героический эпос не совсем однороден по идейно-тематической структуре. В нем можно выделить два вида сказаний: нарт-орстхойские сказания и сказания о местных героях, относящиеся к более позднему историческому эпосу. По сравнению с древними богатырскими циклами о великанах-богатырях героические сказания представляют более позднюю ступень развития эпоса; они тесно соприкасаются с жизнью и бытом чеченского народа, с его обычаями, мировоззрением и этикой. Легендарные образы богатырей зачастую соотносятся с реальными историческими лицами. Это говорит о том, что эпос настолько "вжился" в народную жизнь (собственно, он рожден ею), что героическая тема приобретает почти реально-бытовой характер. Кое в чем "нарты" и им подобные существа сопоставимы с некогда действовавшими "первопредками" из древних мифов (тем более, что они обязательно воспринимаются как предки народа — носителя эпической традиции), а время их жизни и славных походов — с настоящим мифическим временем типа "время сновидения".
Нарт-орстхойские сказания богаты и многообразны по тематике. Доминирующими темами У.Б. Далгат считает следующие: 1) тема набега, столкновений и состязаний нарт-орстхойских героев с местными богатырями; 2) тема богоборчества; 3) тема благодати; 4) тема гибели нартов.
Тема набега - одна из древнейших эпических тем. Многие сюжеты и образы нарт-орстхойских сказаний донесли до нас из глубины веков историческую информацию. Тема борьбы и столкновений эпических героев отражает общественные отношения тех отдаленных времен, когда на Северный Кавказ шли волны кочевых племен и народов, происходили межплеменные битвы и внутриплеменные столкновения.
В сказаниях нарт-орстхойцы предстают сильными богатырями, гордыми и независимыми. В их отношениях наблюдается своеобразный коллективизм. Все свои дела они решают совместно, добыча ими распределяется поровну. Самые характерные качества нарт-орстхойцев — их гордость и непреклонность перед богами; богоборчество у нарт-орстхойцев выражено особенно сильно. Во многих сказаниях говорится о том, что они вместе с Соска Солсой вели "против бога войну".
Известна многим народам и тема благодати. Она имеет древние истоки. В нарт-орстхойском эпосе тема благодати впервые зафиксирована в сказании "Сеска Солса и тазовая кость". Это сказание представляет интерес во многих отношениях. В нем отразились распространенные представления о людях, якобы населявших горную Чечню во времена, предшествовавшие историческому периоду жизни народа, слышны отзвуки о прошлой благодати и изобилии, показан образ жизни этих людей, которые ночуют с табунами своих лошадей в тазовой кости или в черепе великана.
Согласно древним воззрениям чеченцев и ингушей в отдаленном прошлом существовала идеальная жизнь, на земле было обилие всего: воды, растений, животных. Это время связывается с золотым веком. В основе характеристики золотого века лежит идея мировой благодати - "дуьненан беркат". Время "дуьненан беркат", по чеченским мифам, -первоначальный период жизни человечества, когда всего было вдоволь и никто не испытывал нужды. В лесах было много дичи, в реках - рыбы, трава была густой и высокой, как деревья, земля была до того "жирной", что если сжать в руке горсть земли, то из нее капало масло. Люди были огромного роста и силы. Они доверяли друг другу; не было ни войны, ни хитрости, ни подлости. Во всем мире царила гармония, не было ни стихийных бедствий, ни болезней.