У чеченцев и ингушей есть и высший бог — это Дела. Б. Далгат считает, что это слово ни у кого не заимствовано и встречается у чеченцев с "незапамятных времен". Оно употреблялось и для наименования других божеств, в виде приставки к их имени. По верованиям чеченцев и ингушей, высший бог человекоподобен, живет на небесах и смотрит оттуда на землю. Высший бог фигурирует, например, в известном сказании о Сеска Солее, нашедшем тазовую кость исполина, через отверстие которой богатырь свободно проехал верхом на коне. По просьбе Сеска Солсы бог воскрешает исполина, а затем вновь превращает его в кость.
Все названные боги воспринимались как могущественные покровители человека, каратели всякого, кто совершил или намерен совершить недоброе дело или же посягнул на запрет. Народ поклонялся богам, просил у них благодати и страшился их гнева. В мифах о различных духах природы зафиксировано древнее представление людей о том, что это тоже живые существа. Древние мифы чеченцев и ингушей подтверждают их непосредственную веру в реальность фантастических образов.
Вся длительная история становления языческих воззрений от древнейшего тотемического уровня до развитого политеизма есть в то же время история становления искусства слова в недрах мифологического сознания, история отражения на протяжении тысячелетий трудового, хозяйственного опыта народа в образах, персонажах, сюжетах мифологии. В течение веков народом был накоплен богатый опыт изображения и осмысления действительности в многообразных ее проявлениях. Этот опыт оказал влияние на формирование не только фольклора, но и других видов народного искусства (танца, музыки, изобразительного искусства и т.д.), он продолжает оказывать самое сильное влияние на становление и развитие профессиональных искусств, письменной художественной литературы.
Конкретные, специфические способы обобщений в мифологии обусловлены ее известными функциями как формы языческих воззрений на природу. Наиболее характерные из них - обобщение явлений и объектов окружавшего человека мира в формах персонифицированных культов поклонения. В мифологии чеченцев и ингушей этот способ обобщения широко разработан и имеет длительную историю развития. Наряду с ритуальными функциями культы воплощали в обобщенной форме эстетические и этические представления древних предков чеченцев и ингушей об окружающей действительности. В этом плане они были символами красивого и безобразного, возвышенного и низменного, добра и зла, полезного и вредного. В них соответственно и обобщались представления о различных сферах деятельности и жизни человека.
Культы мифологии были не только чисто религиозными, но и своеобразными произведениями-символами, созданными в рамках мифологической художественности. В пользу этого говорит, скажем, тот факт, что с утратой религиозного смысла культы не потеряли своего художественного содержания. Наоборот, оно все более возрастает как ценность духовной культуры некогда создавшего их народа.
Другим способом обобщения, характерным для мифологии, является наделение объекта повествования (изображения) свойствами святости. Ореолом святости наделялось все: образы богов и духов, молитвы, обращенные к ним, многочисленные рассказы о них, весь сложный ритуал религиозных действий. В эстетическом плане обобщалось все то, что представлялось человеку в окружающей жизни в высшей степени наделенным красотой, мудростью, моральным и физическим совершенством, справедливостью и поэтому могущественным. Создатель мифов был убежден, что словом, тщательно отобранным, насыщенным особым глубоким смыслом, доведенным до совершенства, можно управлять явлениями и объектами природы, изменять их состояние по своему усмотрению. С этим и связана и вера в могущество священных молитв и мифов, окруженных тайной, запретом для непосвященных. Считалось, что молитвы и мифы обладают большим могуществом. Таково мифологическое осмысление художественных и эстетических функций слова.
Существенной особенностью мифологического осмысления этих функций, как видно, является наделение важнейших понятий в сфере экономической, хозяйственной жизни качествами или свойствами святости, создание особого, "тайного" священного языка, на котором, как представлялось человеку, можно говорить с могущественными богами и духами. Как видно, в мифологических воззрениях и ценностях возникли и развились свои особые формы и способы осмысления, изображения и обобщения как трудового, так и культурного опыта народа, свой особый тип художественности, обусловленный всей системой мифологического миропонимания, ее достижениями в области развития народного искусства слова. Этот богатый опыт в той или иной мере влияет на становление художественной литературы, профессионального искусства слова, придает каждой литературе национальное своеобразие.
Народные предания упоминают предков чеченцев и ингушей, которые были христианами. Указания на древнее христианство встречаются и во многих кавказоведческих работах. В. Миллер, который возглавлял специальную экспедицию в горную Чечню и Ингушетию, встречал в Аргунском районе множество каменных крестов. Нихалоевский крест стоит до сих пор. В долине р. Ассы сохранилась церковь Тхаба-ерды, ориентировочно датируемая 830 г. и являющаяся древним памятником христианства.