По поверьям людей, в прошлом в лесах обитали лесные люди - хьуьн-нах и алмасы. Они были мужского и женского рода, страшного вида, огромного роста, свирепы и коварны. По сведениям У. Лаудаева, равнинные чеченцы рассказывали, что алмас - это существо женского рода, являющееся людям в человеческом образе на кладбищах, по вечерам в глухих местах аула, в лесу, на дорогах. Алмасы предвещают смерть человека заунывным пением, произнося часто имя жертвы и издавая при этом стоны. В чеченском фольклоре немало рассказов об алмасах ("Алмас и Чопа Борган", "Алмас и охотник по имени Я-сам-себя", "Алмас" и др.)- Кроме алмасов и хьуьн-нахов чеченцы и ингуши знают еще Убара—это злой дух, вошедший в какое-либо животное.
Большим уважением пользовался в прошлом у чеченцев и ингушей бог Елта — покровитель охотников, царь диких зверей. Удача на охоте зависела только от него, поэтому каждый охотник обращался к нему с мольбой о помощи, просил его, чтобы он не отгонял диких зверей, а после охоты приносил ему в жертву рога убитого зверя. Елта считался доброжелательным божеством, он помогал честным людям в охоте и покровительствовал нуждающимся.
Из других богов, связанных с природой, можно выделить Мать ветров. Она была способна по велению бога поднимать страшную бурю и разносить ветром добро согрешивших смертных. Существовал день, посвященный ветрам, в который прекращали всякую работу; считалось, что все зерно или стога сена разнесутся ветром.
Наиболее почитаемым был бог неба, или грома и молнии, - Стела. Самое страшное явление в горах - это гроза с громом и молнией. "Стела, - писал Б. Далгат, - представляется человекоподобным богом, отделенным от самого явления природы. Это самый страшный бог, но в то же время он справедлив и карает лишь тех, кто заслуживает этого. Это самый справедливый судья земной, принимающий близкое участие в жизни людей; ему приписывалась заслуга в руководстве народной нравственностью". Стелу одинаково почитали чеченцы, ингуши и вообще многие жители Кавказа. Стела как бог огня передавал свое имя радуге, которая называется Стела1ад, т.е. "лук Стелы", и молнии — Стелахьаштак ("головешка Стелы"). Сорока и иволга тоже связаны с этим божеством и именуются Стела къиг, Стела сат — "птицы бога грома и молнии". Бог Стела фигурирует во многих сказаниях о нарт-орстхойцах.
Богом подземного царства, властелином над мертвыми в загробном мире считался Этер. Ему поклонялись и приносили жертвы, для каждого человека было важно его расположение. Грешника Этер заставлял долго мучиться в предсмертной агонии.
Чеченцы и ингуши верили в загробное существование, и представление об этом прочно вошло в эпические сказания. Нарт-орстхойцы часто фигурируют в загробном мире. Считалось, что для них на том свете приготовлено особое местопребывание. Представление о загробном мире сопряжено с идеей загробного возмездия. Понятие о божьем суде и возмездии за грешные людские дела запечатлено и в некоторых народных преданиях ("Как из человека сделались кабан и свинья"). По словам У. Лаудаева, одушевленные и неодушевленные предметы будут одинаково страдать в будущей жизни за свои грехи.
Как и многие другие народы, чеченцы и ингуши обожествляли солнце. Оно играло большую роль почти во всех празднествах; все молельни были обращены к солнцу. Солнце - олицетворение всего чистого, прекрасного, красивого. Не случайно самая красивая девственная Маьлх-Аьзни (Солнцеликая) является героиней многих легенд и сказок, где все молодцы стремятся овладеть ее сердцем. Луна пользовалась меньшим уважением, тем не менее и она, как брат солнца, считалась божеством.
Древнее представление чеченцев и ингушей о душе тоже запечатлелось в народных преданиях и сказаниях. В предании о Тамерлане душа человека материализуется и принимает образ мухи ("Легенда-быль о хромом Таймыре и его сыне").
Научную ценность представляет открытая несколько лет назад стилизованная каменная статуя ХУ-ХУШ вв. в районе высокогорного оз. Галанчож, посвященная богине плодородия Тушоли. Высеченная из огромного скального валуна, она достигает в высоту 4,5 м и весит около 2 тонн. Тушоли, олицетворявшая, по религиозным воззрениям чеченцев и ингушей, образ великой "матери людей" и покровительствовавшая плодородию, на протяжении многих веков пользовалась особым почитанием, прежде всего у женщин. Они называли ее Дэла йо! Тушоли (в буквальном переводе - "божья дочь Тушоли") и вымаливали у нее сыновей. О популярности данного культа свидетельствуют также многочисленные святилища этого божества, разбросанные по всей горной части Чечни и Ингушетии. Ежегодно весной отмечался праздник в честь Тушоли в месяц "Тушоли бут" (апрель), когда прилетала "священная" птица удод ("Тушоли котам") и впервые стада выгонялись на летние пастбища. "...Сама скульптура представляет заметный интерес. Это по-настоящему серьезная работа древнего ваятеля, которая не может не вызвать уважение к себе и нашего современника. Нижняя часть обнаруженной статуи носит следы многочисленных сколов: по бытовавшим у чеченцев и ингушей в прошлом поверьям, кусочки, отколотые от нее, обладали якобы целебными свойствами. Их часто носили на шее бездетные женщины".