Культура Чечни

Туркаев Х. В.

Начиная с 1860-х годов и до 1917 г. в Чечне происходили сложнейшие процессы ломки и обновления общественных отношений. Однако процессы эти происходили не сами по себе в замкнутых национальных рамках, а в тесном сопряжении с прогрессивными, революционными событиями в России, опираясь на которые, трудовые массы горцев не без противоречий, не без потерь привычных для них морально-нравственных ценностей неизменно шли вперед, к прогрессу, к просвещению.

В произведениях и статьях чеченских и ингушских просветителей прослеживается умение видеть социальные причины и следствие бесправного положения трудящихся масс, осознанный подход к народным судьбам, в них утверждались совершенно новые принципы постижения и объяснения действительности, отрабатывались идейно-эстетические основы реалистического искусства, искусства слова действенного, социального, хотя далеко не всегда последовательного в своих выводах. Публицисты начала XX в. развивали традиции просветителей 1860-1870-х годов, но, в отличие от них, видели перспективу обновления жизни трудящихся горцев, заложили прочный идейный фундамент будущей национальной культуры. Их творчество сформировало объективные культурно-исторические и духовно-интеллектуальные предпосылки письменных литератур.

Таков вкратце анализ духовно-интеллектуального подъема народа, обусловленного русско-чеченскими историко-культурными связями дооктябрьской поры. Эти традиции продолжали развиваться и после Октября, но уже на новой идейной основе.

Этноисторические и эстетические предпосылки зарождения письменного художественного слова у чеченцев

Х. Р. Абдулаева

Эстетические представления предков чеченцев и ингушей, как и других народов, формировались на протяжении их тысячелетней истории. Фольклор - особая художественная форма народного эстетического познания мира, основной носитель и хранитель всех ценностей в духовной жизни народа. Существуют различные виды, жанры и роды фольклора. Восхищаясь фантастическим, таинственным, героическим в окружающем мире, народ создал сказки. В легендах, сказаниях, преданиях, героических и исторических песнях народ осмысливает знаменательные события своей жизни, трудовые и культурные достижения и победы как проявления прекрасного, героического. Накопленный духовный, в том числе и эстетический, опыт, свои наблюдения, размышления над окружающей жизнью, природой народ передает в кратких, но удивительно емких художественных формах — в пословицах, поговорках, благопожеланиях, загадках. Все эти примеры свидетельствует о широком диапазоне эстетических функций фольклора и его жанров.

Одно из главных мест в фольклоре чеченцев и ингушей занимают нарт-орстхойские сказания, свидетельствующие о многовековой народной традиции. Они представляют собой самобытную версию общекавказского нартского эпоса, известного адыгам, осетинам, абхазам, карачаевцам, балкарцам. Исследователь нартского эпоса А. Мальсагов выделяет три пласта в эпосе чеченцев и ингушей:

1. Общекавказский пласт в характерном для него традиционно кавказском оформлении — рождение и смерть главного героя Сеска Солсы (осет.- Сослан, каб.- Сосруко, абх.- Сасрыква); рождение Села Саты (осет. - Сатана, абх., адыг. - Сатаней-гуаша); встречи и борьба нарт-орстхойцев с вампалами.
2. Общекавказский пласт в специфическом вайнахском оформлении.
3. Пласт сказаний, где нарт-орстхойцам противопоставлены положительные местные герои, на стороне которых - симпатии сказителей и народа.

Для чеченцев, как для других народов, чья летописная история в силу различных причин не сохранилась, нартский эпос является источником и памятью его истории, мудрости, веровании и чаянии, художественным отражением его быта и нравов.

Впервые интерес к фольклору чеченцев был проявлен в ту пору, когда началось интенсивное изучение истории, этнографии и устной словесности кавказских горцев. Его собранием и изучением занимались не только образованные чеченцы, но и представители русской интеллигенции, а образцы публиковались в таких дореволюционных изданиях, как "Сборник сведений о кавказских горцах", "Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа", журнал "Этнографическое обозрение", газеты "Кавказ" и "Терские ведомости". Первая публикация некоторых текстов эпоса содержится в статье И. Цискарова "Картина Тушетии". Здесь помещен отрывок об узнике Амирани, прикованном к горе за дерзость против Творца вселенной. Через несколько лет И. Цискаров опубликовал три песни на бацбийском языке, одна из них написана русским алфавитом, две другие - грузинским.

Ранние записи лирических песен на чеченском языке принадлежат Л.Н. Толстому, который зафиксировал их в 1852 г. со слов чеченцев Садо Мисирбиева и Балты Исаева. Тексты этих песен были в 1927 г. расшифрованы профессором Н.Ф. Яковлевым, который отметил "удивительную в тогдашних условиях точность записи и передачи непосредственного акустического впечатления" и "зафиксированную Толстым подлинную устную передачу" чеченской речи.

В автографе Л.Н. Толстого "Материалы Хаджи-Мурата" две заметки имеют прямое отношение к нарт-орстхойским сказаниям. Прочитав в "Сборнике сведений о кавказских горцах" эпические сказания чеченцев и ингушей, он записал: «"Голубь" — народная сказка», и еще: "Сказка прекрасная". В первом случае речь идет о сказании, повествующем о гибели нарт-орстхойцев и их предводителе Сеска Солее. Нарт-орстхойцы вели постоянную борьбу против языческих богов. Но борьба была неравной, и они решились на отчаянную смерть. Голодные и непреклонные нарт-орстхойцы выпили расплавленную медь, чтобы никто не подумал, что они умерли голодной смертью. Мучимому жаждой Сеска Солсе "голубь приносит в красных чувяках воды. Солса утоляет жажду и, погладив голубя по шейке, умирает. Оттого у голубя шея золотистая..."

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru