Культура Чечни

Туркаев Х. В.

"Интеллигентные мусульмане! — писал А. Мугушев. — К вам обращаюсь я с призывом. Помните, что народности, из которых вы вышли, имеют право рассчитывать на ваше культурно-экономическое служение их священным интересам".

Сам А. Мугушев старался не на словах, а на деле служить "священным интересам народности". В своих статьях он ставил актуальные проблемы общественно-политического положения горцев, резко критиковал, в частности, принципы царской администрации по наведению "порядка в Терской области". Так, в статье "Устроение" А. Мугушев писал, что "горцы Терской области, жаждущие больше, чем кто-либо, и действительного порядка, и спокойствия", «затравлены и деморализованы длинным рядом более или менее неудачных "устроителей" их общественной и экономической жизни».

Необыкновенной остротой, глубоким анализом жизни чеченских крестьян, находившихся в жесточайших условиях социального и духовного гнета, отличаются и статьи брата А. Мутушева—Исмаила Мутушева.

Впервые его статьи появляются в конце XIX в. на страницах "Терских ведомостей". И. Мугушев, как и просветители предыдущего поколения, литературную деятельность начал с публикации родного фольклора (например, чеченская сказка "Лиса и журавль"). Однако начавшиеся в России революционные события заставили И. Мугушева взяться за боевой и действенный жанр публицистики. Он был горяч, убедителен, решителен в постановке самых актуальных, жизненно важных для горцев вопросов. Гражданская позиция И. Мугушева с самого начала четко определилась: он знал, кому и какой цели служить. И с этого пути он не сошел до конца своей короткой жизни.

Предметом особой заботы И. Мугушева, постоянной и главной темой в его публицистике была тема просвещения народа, приобщения его к передовой русской культуре. В этом вопросе, как и во всех других, он не знал компромиссов со своей совестью, жил постоянными поисками путей, которые способствовали бы распространению среди горцев современных знаний. Так, с одной стороны, он смело разоблачал ложную информацию, которую давали честолюбивые люди в газету о якобы открытой им в слободе Воздвиженской народной школе. С другой — И. Мугушев был инициатором и автором "Проекта устава общества распространения образования и технических сведений среди чеченцев Терской области". Он не просто опубликовал устав: печатая его в газете, он обращался к чеченской интеллигенции. Обращение было настолько убедительным, взволнованным, страстным, что в таком виде его не смог бы написать человек, рассчитывающий только на общественный резонанс, но не беспокоящийся за судьбы своего народа.

"Несмотря на полувековое пребывание наше в школе европейской цивилизации и культуры, — говорил И. Мугушев чеченским интеллигентам, — мы продолжаем прозябать в грубом невежестве благодаря лишь собственной инертности... И вся беда лишь в том, что наши передовые люди, окунувшись в море собственных интересов, никогда не выглядывают из него и не видят света божьего. Вот этот-то эгоизм и тормозит дело нашего просвещения. Пора же наконец и нам проснуться от столь долгой и губительной спячки и встать на путь прогресса и цивилизации".

И. Мугушев надеялся, что и соседние народы "нам помогут словом и делом в этой святой миссии", и "в скором будущем у нас будут свои адвокаты, доктора, инженеры, агрономы, офицеры, учителя и т.п. - люди разных специальностей, в которых мы так сильно нуждаемся. А то при теперешнем порядке вещей жизнь наша становится не только невозможной, но прямо-таки немыслимой".

Публицисты Северного Кавказа дореволюционного периода вопросы прав и свободы трудящихся горцев рассматривали, таким образом, не с узких, национально ограниченных позиций, а в широком плане, в масштабе всего региона. Такая широта взгляда на проблему, а главное — принципы ее художественно-публицистического решения свидетельствуют о том, что они стояли на позициях русских социал-демократов, учились у русских писателей умению пробуждать народное самосознание художественным словом.

Широкое распространение идей русских социал-демократов среди трудящихся, начавшийся процесс взаимодействия творчества передовых русских и горских литераторов — вот тот уровень развития культуры и социального самосознания чеченцев, ингушей и всех горцев, та художественно-идеологическая основа, на которой начала развиваться блестящая публицистическая и переводческая деятельность героя Гражданской войны Асланбека Шерипова.

Подводя итоги, можно сказать, что чечено-ингушская публицистика, зародившаяся в 1890-х годах, окрепшая в период нового революционного подъема, расцвела за время, прошедшее между двумя революциями (Февральской и Октябрьской), и в годы Гражданской войны.

Публицистика стала вершиной русскоязычного творчества чеченцев и ингушей конца XIX в. и первой четверти XX в. Но путь к этой вершине был нелегким. От первых шагов просветителей Ч. Ахриева, У. Лаудаева и др., заботившихся об историко-культурном развитии своих народов, от их историко-этнографических очерков, в которых показывалось своеобразие национального уклада, характер этических и эстетических представлений, до произведений А. Мугушева, И. Мугушева, А. Шерипова Т. Эльдарханова, И.-Б. Саракаева и др., пронизанных заботой о судьбе народа, - таков вкратце путь эволюции художественной и общественной мысли чеченцев и ингушей дооктябрьской поры.

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru