Одновременно с П.К. Усларом о просвещении чеченского народа заботился и другой русский ученый - Иван Алексеевич Бартоломей. Его заслуга в том, что он был первым русским ученым, составившим "чеченский букварь" при "содействии природных чеченцев юнкера Джемал-Эддина Мустафина, Эдыка Бочарова и Ахматхана Трамова". Труд ученого увидел свет в 1866 г. Чеченская азбука Бартоломея, составленная на основе русской графики, не претерпев существенных изменений, явилась после Октября основой чеченской письменности.
Чрезвычайно ценные наблюдения над фольклором чеченцев содержатся также в работах и этнографических очерках Е.З. Баранова, Г.А. Вертепова, А.П. Берже, П.И. Головинского, И.Ф. Грабовского, А.П. Ипполитова, Б.К. Далгата, В.Ф. Миллера, Л.П. Семенова и других ученых. Они установили, в частности, что в фольклоре чеченцев прослеживаются историко-культурные связи с другими народами мира. Таким образом, духовное наследие чеченцев уже во второй половине XIX в. становилось частью общероссийской культуры.
Просветительская деятельность А.П. Берже, П.К. Услара и И.А. Бартоломея способствовала, в частности, зарождению в Чечне и Ингушетии просветительского движения, выдвижению из народа представителей, глубоко заинтересованных в создании родной письменности, изучении чеченцами и ингушами русского языка и русской культуры.
В возникновении художественной мысли на русском языке основополагающую роль сыграла и русская периодическая печать Кавказа, в особенности начавшийся в конце 1860-х годов выпуск "Сборника сведений о кавказских горцах" — этого уникального издания, в котором сосредоточены ценнейшие сведения об историко-этнографическом и культурном прошлом, мировоззрении народов Кавказа. "Сборник сведений о кавказских горцах" отличался от других изданий тех лет подчеркнутым демократизмом в освещении истории и быта горцев. Это не было случайным явлением: редактор и издатель газеты "Кавказ" и "Сборника сведений о кавказских горцах" Н.И. Воронов был соратником и сподвижником А.И. Герцена и Н.П. Огарева.
В предисловии к первому выпуску "Сборника..." редколлегия четко определила свои позиции в горском вопросе, познакомила с программой "Сборника...". Она писала, в частности: "Для горцев открывается новый строй - понятий и житейских отношений, для них наступила пора знакомства со светлым и широким миром европейской жизни; но вместе с этим и для нас открылся замкнутый в себе своеобразный мир с особым складом общественных отношений, который так или иначе мы должны приблизить к общественному складу нашей жизни, чтобы между ними и нами не осталось разлада...".
"Сборник сведений о кавказских горцах", газета "Кавказ" и другие периодические издания Закавказья буржуазно-демократического периода освободительной борьбы, которые в основном трезво и правдиво изображали жизнь и быт кавказских народов, способствовали в известной мере формированию социальных понятий у грамотной прослойки горцев. Многие просветители северокавказских народов, в том числе ингуш Чах Ахриев, чеченец Умалат Лаудаев, во второй половине XIX в. печатались на страницах закавказских периодических изданий, которые сыграли немалую роль в формировании их общественных взглядов.
Становление горской просветительской мысли происходило своеобразным путем. Царская Россия, ведя долголетнюю колониальную войну на Кавказе, в конце концов убедилась в том, что одной военной силой поставленной цели ей не добиться. В период подъема национально-освободительного движения горцев Северного Кавказа в 1820-1850-х годах она пришла к выводу о необходимости воспитания из горцев офицеров, которые затем, хорошо зная местные обычаи и нравы, могли бы продолжить экспансионистскую политику самодержавия. Процессу появления офицерской верхушки способствовало также горское феодально-помещичье сословие, ориентировавшееся в основном на политику царизма в местном крае.
Выпускники военных и других учебных заведений возвращались в родные края, получив хорошее образование в России, приобщившись к русской культуре. Это был неизбежный и крайне необходимый для горцев путь: в тех условиях иных возможностей для культурного развития у горцев не было. Царизм возлагал на офицеров-горцев большие надежды, но они оправдались не полностью. Ведь именно из их среды вышли первые просветители, которые начали активную деятельность среди своего народа.
Просветительская мысль Чечни и Ингушетии возникла в идейной атмосфере 1850 — начала 1860-х годов — революционной ситуации, сложившейся в России, и того большого внимания и пристального интереса, какие проявляли русские общественные деятели и ученые к изучению языка, истории, быта и нравов чеченцев и ингушей. Языковедческие, историко-этнографические очерки о чеченцах и ингушах стали для национальных просветителей той первой школой, которая научила их, как надо ставить и решать вопросы просвещения своих народов.
Чах Ахриев и Умалат Лаудаев - выдающиеся деятели северокавказского просветительства 1860-1870-х годов. Расцвет их творческой деятельности относится ко второму этапу историко-культурных русско-чеченских связей (1860-1880-е годы). Этот этап характеризуется интенсивным освоением национальными просветителями идейно-эстетического опыта русской литературы, идейным сближением представителей передовой общественной мысли русского и горского народов.