Идейно-художественное своеобразие творчества Чаха Ахриева во многом обусловлено традициями северокавказского и закавказского просветительства 1860-1870-х годов. Он получил образование в России — в 1874 г. окончил Нежинский лицей. Находясь в 1870-х годах на службе в Тифлисе, Ахриев, несомненно, испытал на себе влияние передовой общественной мысли Грузии, развивавшейся в русле идейных поисков грузинских шестидесятников — Ильи Чавчавадзе, Акакия Церетели, Георгия Церетели и Нико Николадзе — этих "знаменосцев национально-освободительного движения". В первой половине 1870-х годов он опубликовал в различных изданиях Закавказья и Северного Кавказа статьи со всесторонним анализом общественного уклада ингушей, их мировоззрения. Вся его деятельность была подчинена одной цели — убедительно показать широкой общественности необходимость осуществления среди них срочных культурно-просветительских мер.
Выход из замкнутого, национально-ограниченного быта народа, средство борьбы против его устаревших, веками устоявшихся норм и привычек автор видит в скорейшем внедрении в национальную среду новых форм судо- и делопроизводства, которые, несомненно, окажут благотворное влияние на формирование новых прогрессивных взаимоотношений между горцами ("Присяга у ингушей", "Нравственное значение присяги у ингушей", "Об ингушских женщинах" и др.).
Обращение Ахриева-просветителя к острым вопросам национальной жизни - явление закономерное. Это был объективный процесс формирования его просветительских взглядов, обусловленный анализом общественно-политической жизни горцев Северного Кавказа в свете идейно-эстетических поисков демократической мысли России.
Передовые прогрессивные взгляды Ахриева особенно четко прослеживаются в его публикациях 1870-х годов. Процесс его эволюции нагляден, например, в очерке "Об ингушских женщинах". Одним из существенных достижений Ахриева в то время является то, что в его произведениях нашли свой отзвук идейные искания русских народников 1860-1870-х годов. Прежде всего он ратовал за то, чтобы горцы быстрее отрешились от устаревших понятий и привычек, изолировавших их от передовых веяний времени. Вместе с тем Ахриев был подлинным новатором, став у истоков зарождающейся ингушской русскоязычной литературы, впервые правдиво изобразил миросозерцание народа, его быт. Опираясь на традиции русского социально-бытового очерка, он показывает судьбы крестьянства, исследует структуру ингушского общества.
Именно характером общественного развития горцев обусловлено появление в творчестве горских литераторов 1860-1880-х годов двух форм выражения просветительских идей. Первая - это стремление разомкнуть круг национальной замкнутости, покончить с национальной ограниченностью, дать народам школьное образование, приобщить их к русской культуре.
Вместе с тем просветители большое внимание уделяли собиранию и публикациям фольклора. И эта сторона их деятельности была подчинена немаловажной цели — познакомить широкие читательские круги с духовным наследием своих народов, показать их извечное стремление к миру и добрососедству, гуманизм и демократизм их мыслей и чувств. В условиях, когда царская администрация и феодально-религиозная местная верхушка создавали искусственные помехи в отношениях между народами, когда наступила пора нового общественного развития горцев, когда психологические барьеры недоверия и вражды между народами постепенно разрушались, когда наступил период взаимного углубленного изучения истории и духовной культуры друг друга, фольклорные публикации горской творческой интеллигенции носили просветительский характер. Такова была вторая форма выражения их просветительских взглядов. Ахриев, в отличие от своих современников-просветителей, смотрел на историко-духовную культуру своего народа с разных точек зрения. Поэтому в его мировоззрении наиболее полно выражена сущность горского просветительства, его сильные и слабые стороны.
Особенно примечателен в этом отношении цикл его очерков, опубликованный в 1872-1873 гг. в "Терских ведомостях" под общим названием "Этнографический очерк ингушского народа. С приложением его сказок и преданий". В очерке впервые поставлена проблема реалистического социально-психологического изображения и жизни народа, и судьбы отдельного человека на переломном рубеже его бытия. Эта проблема решается внимательным, детальным анализом многообразного уклада жизни народа с точки зрения благотворного воздействия "русского цивилизующего элемента на характер и мировоззрение ингушей". Это влияние "сгладило шероховатости и неровности ингушского характера, а многим из них придало совершенно иную форму, иное направление", — писал Ахриев. По его мнению, "необходимы учебные заведения со строго реальным, практическим направлением". Он также отмечал, что в крае начальные школы существенно необходимы еще и потому, что они "помимо сообщения научных знаний школьникам, вносят русский элемент в ингушский народ".
Такова вкратце позиция Чаха Ахриева - патриота и просветителя. Его заслуга в том, что он стал родоначальником нового этапа в культурном развитии ингушского народа - в появлении национальной русскоязычной литературы, новых для этой литературы жанров -историко-этнографического очерка и публицистической статьи, в которых показан социальный и эмоциональный мир народа. Особенно примечательна в этом смысле работа "Ингуши (их предания, верования и поверья)", написанная им на заключительном этапе своего творчества.