Культура Чечни

Туркаев Х. В.

Интерес Толстого к горской песне был глубок и постоянен. Он восхищался силой чувств, заключенных в горском фольклоре. «Особенно трогательна была для него (Брошки из "Казаков". - Х.Т.) одна тавлинская песня. Слов в ней было мало, но вся прелесть заключалась в печальном припеве: "Аи! Дай! Да-ла-лай!" Брошка перевел слова песни: "Молодец погнал баранту из аула в горы, русские пришли, зажгли аул, всех мужчин перебили. Всех баб в плен побрали. Молодец пришел из гор: где был аул, там пустое место. Матери нет, братьев нет, дома нет, одно дерево осталось. Молодец сел под дерево и заплакал. Один, как ты, один остался, и затем запел молодец: "Аи! Дай! Далалай!" И этот завывающий, за душу хватающий припев старик повторил несколько раз» .

Толстой использовал народные песни для передачи психологического состояния героев в трагические минуты их жизни. "Все было тихо. Вдруг со стороны чеченцев раздались странные звуки заунывной песни... Аи! Дай! Да-ла-лай... Чеченцы знали, что им не уйти, и, чтоб избавиться от искушения бежать, они связались ремнями, колено с коленом, приготовили ружья и запели предсмертную песню...". Так органически вплелись в ткань произведения мастера национальный мотив и народная сила.

Кавказ сильно повлиял на жизнь Льва Толстого. "Я стал думать так, как только раз в жизни люди имеют силу думать. У меня есть мои записки того времени, и теперь, перечитывая их, я не мог понять, чтобы человек мог дойти до такой степени умственной экзальтации, до которой я дошел тогда... Это было и мучительное и хорошее время. Никогда, ни прежде, ни после, я не доходил до такой высоты мысли, как в это время... И все, что я нашел тогда, навсегда останется моим убеждением" ("Дневник" 1859 г.).

Дружба Л.Н. Толстого с чеченцами осталась в их благодарной памяти как момент исторической истины, когда русский граф искренне понял и оценил их дух и национальную открытость. Особое благоговейное отношение к Толстому сохранилось у чеченского народа и по сей день. Многие поколения чеченцев, осмысливая наследие Толстого, впитали в себя всю мощь неизбывной духовно-нравственной энергии его произведений, прочитанных ими не только на русском, но и на родном языке еще в 1930-е годы. И кавказский цикл писателя, и его детские рассказы стали для чеченцев хрестоматийными.

И сегодня наш народ гордится тем, что именно Л.Н. Толстой заложил основы русско-чеченских историко-культурных связей. С его легкой руки эти связи в последующую эпоху приобрели системный характер: две культуры взаимообогатились. Именем Льва Толстого в Чечне названы улицы, скверы и села. Ему воздвигнуты памятники, открыты музеи. Его именем был назван Чеченский государственный университет, и в сквере университета был поставлен памятник Толстому. Он, к сожаленью, как и университет, разрушен военными действиями в Грозном.

Так способствовал Л.Н. Толстой тому, что культура чеченцев включалась в русскую культуру, их взаимообогащению. В дальнейшем благодаря усилиям русских ученых культура горских народов приобрела просветительное направление. Они в своих трудах, посвященных Чечне и Ингушетии, стремились провести в жизнь гуманистические просветительные идеи, остро звучавшие в это время и в самой русской культуре. Их устремления совпали с началом процесса зарождения совершенно новой духовно-нравственной атмосферы в горском обществе.

После окончания Кавказской войны (1859) началась переориентация идейно-эстетических взглядов так называемых малых народов окраин царской России на русскую культуру. Этому сдвигу в их художественном сознании способствовало прежде всего то, что за разомкнутым национально ограниченным кругом своего старого миропонимания они увидели достижения окружающих народов.

В начале 1860-х годов, после присоединения Чечено-Ингушетии к России, для трудового чеченца наступил период, когда он стал мучительно искать ответы на множество острых социальных вопросов, которые ставила перед ним послевоенная действительность. Резкое обострение социальных противоречий внутри чеченского общества, поражение в национально-освободительном движении и последовавшие за этим безуспешные антицаристские и антифеодальные восстания — все это привело к тому, что горец по-новому и пристально взглянул на свой социальный и бытовой уклад, на различные стороны жизни русского народа, на характер своих с ним взаимоотношений. Критическое осмысление своей прошлой жизни привело горцев к тому, что они начали подумывать о новых радикальных путях к свету и прогрессу, которые могли бы оказаться действеннее, чем предыдущие. Растущее национальное самосознание передовых представителей горцев, давно соприкоснувшихся с русской жизнью, подсказало им, что в конечном итоге осуществить вековую мечту горцев о свободе и равноправии можно лишь опираясь на идейные достижения общественной мысли, науки и художественной культуры России. Потому горская интеллигенция приняла деятельное участие в культурно-просветительной работе, проводимой русскими учеными на Северном Кавказе.

Первым человеком, написавшим о Чечне и чеченцах серьезную работу в год окончания Кавказской войны, был А.П. Берже. В предисловии к своему исследованию "Чечня и чеченцы" он изложил свои мысли, связанные с настоящим и будущим чеченцев: "Где мир вступает в свои права, там неизбежно, в силу исторических законов, наука должна приняться за свои права во имя просвещения, гражданственности, дабы подготовить ту будущность одаренного естественными богатствами края, которая составляет задачу нашего времени"».

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru