Костюм каждого народа связан с традиционным прошлым, он несет черты этнической принадлежности, сложившиеся в процессе исторического развития того или иного народа.
Подлинный традиционный костюм является богатейшим достоянием материальной культуры вайнахов, поэтому необходимо использовать многовековые традиции вайнахского костюма в проектировании современной одежды, отдельных ее деталей, орнамента, украшений и т.д., возрождая прогрессивные традиции предков.
Семейное право у чеченцев в ХIХ- начале XX в.
М. С. Арсанукаева
Брачно-семейные отношения у чеченцев регулировались как нормами шариата, так и местными адатами. Шариат рассматривает брак и рождение детей как религиозную обязанность, а безбрачие признаёт прискорбным состоянием.
Брак по шариату является договором и имеет некоторое сходство с торговой сделкой. Заключение брака предполагало отчуждение предмета сделки (женщины) и приобретение его в собственность. Шариат и адаты не предусматривают обязательного письменного оформления брачного договора. Для действительности брака требовалось прежде всего согласие сторон, включая и согласие невесты (за исключением шифиитов). У чеченцев волю невесты обычно выражали родители (главным образом, отец), которые непосредственно решали вопрос о выкупе (размере, подарках и т.д.), превращая тем самым брачный договор в продажу дочери, хотя и обставленный обрядами, ритуалами, традициями.
Одним из важнейших препятствий к заключению брака шариат и адаты признают наличие кровного родства до четвертого колена и молочного родства до второго колена включительно. Шариат запрещает также браки между представителями разных социальных групп, в частности, нельзя жениться на родной сестре одной из своих жен, на падчерице, бывшей жене родного сына и др. (Коран, Сура 4, аят 20). Не допускается брак с женщиной, у которой не закончился испытательный срок "идда" и "истибра" (Коран, Сура 2, аят 228). Не разрешается вступать в брак с женщиной, на которой ранее выразил желание жениться другой претендент. Препятствием к браку мог служить также тот факт, что будущий супруг подвергается смертельной опасности (например, кровник). Кроме того, были недопустимы браки мусульман с идолопоклонниками и вероотступниками. Мусульманин мог жениться на еврейке или христианке, так как предполагалось, что под влиянием мужа супруга примет ислам (Коран, Сура 2, аят 221). Однако для мусульманки был возможен брак только с единоверцем.
Вместе с тем у чеченцев не поощрялись, а зачастую и исключались браки между членами одного и того же рода, между членами сильных и малочисленных родов, между равнинными и горными чеченцами, членами чеченской общины и рабами (лаями), представителями других этнических групп (в том числе мусульман) с чеченскими девушками. Главное внимание при выборе невесты или жениха уделялось тому, из какой семьи ("узденей", т.е. "благородных", "достойных" или нет) они происходили, а богатство или бедность в расчет не принимались.
И шариат, и адаты признавали, кроме того, принудительные браки (по шариату — "джебр"). Сыновья и дочери принуждались вступать в брак, так как в связи с постоянными войнами, кровной местью и другими причинами смертность (инвалидность) мужчин была довольно высока и стояла необходимость обеспечения рождаемости. Одновременно решались и проблемы преодоления численной диспропорции между мужским и женским населением, а потому старые девы были редчайшим явлением.
Обязательным требованием и шариата, и местных адатов было достижение согласия сторон по поводу выкупа за невесту и соблюдение определенных формальностей. У чеченцев в рассматриваемый период для сватовства обычно отправлялись в дом невесты 5-8 родственников жениха. По достижении соглашения с родителями невесты жених объявлял о своем желании вступить в брак с данной девушкой или вдовой старшине села, сельскому мулле и родственникам невесты. В данном случае речь идет не о чисто концессуальном контракте, так как брак заключался в присутствии двух свидетелей - мусульман мужского пола, обладающих правоспособностью, -а также муллы. Невеста давала свое согласие на брак, хотя часто оно имело формальный характер. Согласие невесты требовалось в тех случаях, когда она являлась вдовой, разведенной или сиротой. Кроме того, оно было обязательным, если брак заключался с сумасшедшим, эпилептиком, инвалидом, а также в случаях насильственного умыкания, изнасилования и др.
В мусульманском браке обязателен выкуп за невесту со стороны жениха — "садак" или "махр", который по Корану определяется как "предбрачный дар" будущей жене (Коран, Сура 3, аят 4). У чеченцев выкуп за невесту делился на три части: "там" — выплачивался родителям; "урдо" — выплачивался невесте для обеспечения в случае развода или вдовства; "мах" - для совершения обряда бракосочетания. Чаще всего отец невесты брал себе большую часть выкупа или даже весь выкуп в зависимости от благосостояния семьи. Только у богатых чеченцев калым полностью уходил на покупку приданого. Плата за невесту должна была вноситься до бракосочетания. У чеченцев после получения согласия отца и самой невесты одним из родственников жениха передавался задаток, обычно 25 руб. (здесь и далее в денежном эквиваленте последней четверти XIX в.). С этого момента брак считался заключенным и принималось соглашение о том, когда девушку можно увозить в дом жениха. До полной уплаты выкупа невеста была вправе отказаться от заключения брака.