Культура Чечни

Туркаев Х. В.

В исследуемый период для вайнахов были характерны и шубы-керча, скорее всего заимствованные у дагестанцев, с длинными ложными рукавами; носили их в основном пастухи.

Более зажиточные слои населения носили крытые шубы типа черкески, отрезные по талии, которые появились в XIX в., а у простого народа в обиходе были нагольные шубы. Информаторы свидетельствуют, что во время дождя, чтобы не испортить верх шубы, ее выворачивали наизнанку и носили таким образом. А в современный период среди местного населения распространены самые разные формы и типы шуб и тулупов.

По этнографическим данным, у чеченцев и ингушей имелись и другие типы верхней одежды. Весной и осенью носили безрукавки, сшитые из овечьих шкур мехом внутрь. Их делали нагольными и крытыми. Название «силг», которое использовали в прошлом для этой одежды чеченцы, в настоящее время практически не употребляется, а именуется она «пхьуьшашдоцург» (букв. - безрукавка). Помимо овечьих и козьих шкур для шитья безрукавок использовали и различные ткани, утепляя ватой и вертикально простегивая.

В качестве верхней плечевой одежды, как и многие другие народы Кавказа, чеченцы и ингуши носили бурки, так называемые безрукавные плащи («верта» - чечен., «ферта» - ингуш.). Бурочный промысел был хорошо развит у вайнахов в XIX в. Нельзя согласиться с мнением тех, кто утверждает, что «бурки местной работы использовались главным образом пастухами»31. В начале XIX в. на Северо-Восточном Кавказе хорошо были известны центры по производству бурок: Чечен-Аул, Старый-Юрт, Харачой, Белгатой и др. О высоком качестве вайнахских бурок писали и некоторые исследователи. Чечня славилась также изготовлением ольховой краски для окраски бурок. Ее покупали и андийцы для окраски своих знаменитых бурок.

Изготовление бурок - эта тяжелая и трудоемкая работа была обязанностью женщин. В зависимости от качества и типа бурок, а также и мастерства тех, кто занимался этим промыслом, на изготовление одной бурки уходило 10-30 дней. На бурки шла высококачественная белая или черная шерсть. Белая бурка надевалась в особых случаях и ценилась дороже черной. У вайнахов можно выделить бурки двух типов: первый - с узкими плечами, без ворса, ниже колен. Такую бурку в основном предпочитали пастухи-табунщики, так как она хорошо защищала их от дождя, снега и ветра. Второй тип соответствовал трапециевидной форме, с широкими плечами. Спереди у ворота пришивали застежки: петли из сыромятной кожи, шнурки-завязки и т.д. Ворот и края бортов обшивали галуном.

Практические качества бурки (надетая на всадника, она покрывала и его, и коня, подчеркивая мужественность седока и его органическое единство с конем) способствовали ее популярности у казаков. Она была незаменима в походных условиях.

Первый тип бурки - более древнего происхождения; по способу ношения и покрою пастушья накидка («жаIьна маша» - пастушье сукно) и бурка имеют определенную связь, хотя они бытовали у вайнахов как отдельные, самостоятельные виды пастушьей одежды. Пастушья накидка - это домотканое сукно, сложенное вдвое в виде прямоугольника (сшитое из двух кусков сукна). Носили ее накинув на плечи, закрепляя у ворота с помощью различных завязок. Длинная накидка - одна из древнейших форм вайнахской одежды, на что указывают и некоторые исследователи. Среди многочисленных находок эпохи бронзы, раннего железа и позднее встречаются фибулы, булавки, с помощью которых древние вайнахи скрепляли одежду, возможно и накидку, о которой мы выше упоминали. О бытовании у народов данного региона шерстяной одежды типа накидки писали в свое время А. Олеарий и Л.Я. Стрейс. Суконная накидка бытовала у вайнахов до начала XX в., о чем свидетельствуют этнографические материалы. Такая накидка хранится в настоящее время в Российском государственном музее этнографии (С.-Петербург).

Вайнахи носили не только шерстяные накидки; в материалах археологических раскопок была обнаружена шелковая накидка, богато орнаментированная золотым шитьем. Датируемая XVI-ХVII вв. накидка, по оценкам специалистов, имеет иранское происхождение. Любопытно отметить, что в эпоху средневековья на территории Средней Азии (откуда поступало много шелковых тканей к вайнахам, возможно, и готовые изделия) широко была распространена одежда типа накидки, причем как принадлежность знати. По всей вероятности, этот вид одежды был широко распространен территориально и имел большой хронологический диапазон. Явно восточное происхождение вайнахской накидки - свидетельство тому.

Разумеется, показать весь комплекс мужского традиционного костюма в одной статье нет ни возможности, ни необходимости, поэтому автор ограничился лишь анализом источников по нательной и верхней одежде горцев ХVI-ХIХ вв.

Отсутствие соответствующих работ по традиционной одежде вайнахов, известные события 1994-2000 гг. (имеются в виду две последние русско-чеченские войны), которые уничтожили и без того немногочисленные этнографические реалии, в настоящий период еще более обострили проблему национального костюма вайнахов, точнее чеченцев. В связи с изменениями в общественно-политической жизни республики предпринимаются попытки внедрить одежду народов Западной Азии в быт вайнахов, преподнося ее как национальную.

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru