Из всех условий, определяющих действительность брака, согласно шариату, чеченцами прежде всего строго соблюдались "законные формальности". Они сводились преимущественно к обязательному ритуалу, частично описанному выше. В соответствии с ним по достижении согласия сторон мулла при свидетелях объявлял брачующихся мужем и женой.
Размер выкупа за невесту у чеченцев определялся не столько шариатом, сколько адатами. До 1863 г. чеченцы платили выкуп не деньгами, а коровами (18 коров). Позже жених стал выплачивать родителям невесты 105 руб., а наиболее богатые — 300—500 руб. Часть выкупа, как уже указывалось, уплачивалась при сговоре, другая — при увозе невесты. Кроме приданого, невеста готовила подарки отцу жениха (две черкески), младшему брату (черкеску, ноговицы и башлык с серебряной тесьмой), матери (шелковую рубаху), а также его сестрам. Если жених был одиноким человеком, то невеста приносила все предметы домашнего обихода. Для него готовился полный национальный костюм. Жених преподносил официальные подарки матери невесты (через два месяца) и ее сестрам.
По обычному праву брачный возраст у чеченцев наступал для мужчин в 17-20 лет, а для женщин - в 15-16 лет. Однако чаще всего мужчины вступали в брак позже - в 23-25 лет и старше, так как не у всех было достаточно средств, чтобы заплатить установленный выкуп за невесту. Ранние браки были редким исключением, хотя и отмечались случаи выдачи девушек в 14—15 лет. Однако разнице в возрасте не придавалось значения. Иногда молодой человек женился на девушке гораздо старше себя, что чаще всего объяснялось желанием приобрести для семьи опытную работницу.
У чеченцев существовал институт сватовства. Так, например, кунаки просватывали малолетних и даже еще не рожденных детей. Однако по достижении совершеннолетия (15 лет) жених, если по каким-либо причинам невеста ему не нравилась, мог от нее отказаться. Засватанная девушка, напротив, не могла выйти замуж за другого без согласия жениха и его родственников. В случае достижения такого согласия возвращались предоставленный невесте залог и подарки жениха. Те же правила существовали, когда сватовство молодых людей происходило в более позднем возрасте. Залог (чаще кольца) рассматривался как обещание на будущее.
Между сговором и женитьбой могло пройти несколько лет, что нередко объяснялось бедностью жениха и отсутствием у него средств для уплаты калыма. Несмотря на кажущуюся свободу оставления невесты женихом, подобный поступок без обоснованной причины мог послужить поводом для мести со стороны семьи девушки за моральный (а зачастую и материальный) ущерб. Кроме того, не допускалось любое посягательство на чужую невесту (ухаживание или тем более умыкание), так как это означало прямой вызов жениху, его семье и роду в целом, что нередко приводило к столкновениям, часто переходившим в кровную месть.
Редким явлением среди чеченцев было многоженство. Как известно, ислам разрешает иметь до четырех жен одновременно (Коран, Сура 4, аят 3). Однако при этом мусульманин обязан обеспечить каждую из своих жен имуществом, жилищем и одеждой соответственно своему положению. Лишь только богатые и знатные чеченцы имели возможность содержать по две жены и более, что характерно вообще для всех кавказских горцев. В крестьянской же среде подобные случаи были возможны лишь в конкретных случаях: бездетность первой жены, рождение только дочерей, тяжелая болезнь супруги и др.
Вступивший в брак сын, как правило, отделялся от родительской семьи, строил свой дом, но землей владел сообща с отцом. Однако сыновья все чаще требовали раздела или происходило их полное выделение из семьи. Это было к тому же и выгодно, так как каждый вновь образовавшийся двор получал наследственный земельный надел от местного сообщества. В итоге происходило дробление большой патриархальной семьи.
В соответствии с мусульманским правом "мужья стоят выше жен потому, что первым бог дал преимущество над вторыми, и потому, что они из своих имуществ делают траты на них" (Коран, Сура 3, аят 34). Однако оно не определяет режима брачного имущества. Замужние мусульманки обладают дееспособностью, что дает им возможность самостоятельно совершать сделки и предъявлять иск в суде. Даже общность имущества не влечет за собой ограничения или утраты основных гражданских прав жены. В соответствии с местными адатами чеченки либо сами распоряжались своей долей привнесенной собственности, либо добровольно допускали распоряжение ею мужем для пользы всей семьи. В случае смерти женщины, не оставившей детей, родственники могли востребовать часть ее имущества, привнесенного в семью мужа и имеющего родовое значение (недвижимость, скот и т.д.).
Мусульманское право разрешает развод и выделяет следующие основания для расторжения брака: смерть или вероотступничество (от ислама) одного из супругов; отсутствие мужа в течение двух лет; порочность брака вследствие его недействительности или неправильности заключения; покупка женой права на расторжение брака; решение суда по жалобе жены на невыполнение мужем своих обязанностей; взаимное заклятие, когда муж дает клятву в измене жены, а она в свою очередь клятвой это обвинение отвергает, и др.