У второго типа мужских рубах есть также несколько вариантов. Основной отличительный признак рубах второго типа - необычная форма ворота.
Первый вариант этого типа представляет собой длиннополую рубаху со стоячим воротником. Образец взят из наземного склепа Цой-Педе. Рубаха сшита из белого холста. Круглый ворот имеет разрез сбоку. Около ворота рубаха присборивалась мелкими сборками, закрепленными обшивкой горловины. Воротник, отделанный шелком, был простеган горизонтальной строчкой. На воротнике-стойке сбоку пришиты застежки, такие же и по краям пазушного разреза. Рукава длинные, вшитые в пройму с большой ромбовидной ластовицей под мышкой. В центре ромбической ластовицы пришита (поменьше такой же формы) ластовица из другой ткани. Таким образом, рукав в области плеча расширялся, а к запястью сужался. Края рукавов были окаймлены коричневым шелком. Строчки на плечах подчеркнуты полоской из синей хлопчатобумажной ткани.
Образец второго варианта данного типа взят из склеповых материалов Коротха. Рубаха туникообразного покроя сшита из белого холста. Воротник-стойка из синей крашенины, пришивной и простеган горизонтально. Пазушный разрез сбоку неглубокий. Воротник завязывался шнурочками из хлопчатобумажных ниток. Для прочности в верхней части спинки с изнанки нашита треугольником подкладка.

Мужская рубаха - тип 2: а - вариант 1 (из Цой-Педе); б - вариант 3 (горная Чечня)
Следующий фрагмент рубахи из материалов Цой-Педе выделен нами в третий вариант. Рубаха сшита из белого холста, ворот присборенный, воротник-стойка. Сбоку с левой стороны от воротника идет глубокий разрез на груди до пояса. Края разреза и воротника на подкладке из домотканого полотна. От ворота вниз по краям разреза пришиты горизонтальные застежки из тканого шнура. Рукава длинные и заужены к кисти руки, с ромбовидной ластовицей под мышкой.
Несомненно, описанная выше вайнахская одежда - это наиболее древняя форма рубахи. Судя по покрою и декоративному оформлению такие рубахи имели свои ареалы и среду бытования: они были характерны для населения горной Чечни. По-видимому, их носили служители культа, старики, старейшины, т. е. люди, имеющие особый статус в семье, роде и вообще в этнической общности вайнахов. Данную одежду шили в основном из белого холста (белый цвет почитался средневековыми вайнахами как цвет благородства, языческие жрецы выходили на культовые праздники в белом одеянии). Но встречаются рубахи и из окрашенных в другие цвета тканей.
Так, в склепах горной Чечни была обнаружена мужская двухслойная одежда, типичная только для чеченцев. Нижний слой ее состоял из рубахи, сшитой из синей крашенины и на подкладке. Покрой ее идентичен пятому варианту первого типа мужских верхних рубах: туникообразных, с круглым воротом и глубоким пазушным разрезом. Все горизонтальные застежки сохранились: их 11 (три нижние застегнуты). Петли - на левой, пуговки - на правой стороне, сделаны они из тканого шнура. Разрез на груди подчеркнут узорной строчкой. Рукав длинный, обшлаг отделан узорной строчкой в три ряда. Застегивался рукав точно такими же застежками, что и на вороте.

Двухслойная мужская верхняя одежда из наземного склепа Цой-Педе (туникообразная рубаха и накидка с ременным поясом)
Второй, верхний слой одежды состоял из накидки типа халата с отложным воротником; украшена вышивкой и тесьмой. Покрой прямой, спереди - сплошной разрез. Вместо рукавов - короткие треугольные «крылышки». Чуть ниже воротника пришита одна горизонтальная застежка с пуговкой. По бокам до подола глубокие разрезы. Длина накидки короче нижнего слоя одежды. Хорошо сохранился ременной пояс, изготовленный из сыромятной кожи, с железной рымчатой пряжкой. На поясе висели ножны из той же сыромятины. Другая накидка, обнаруженная в том же погребальном комплексе, отличается от первой только тем, что на груди от ворота до пояса нашиты 7 пар горизонтальных застежек.
Отмечалась такая же накидка и в детской одежде. Пока не ясны истоки подобного одеяния в вайнахской мужской одежде. На территории Ингушетии мужские накидки не встречаются.
Традиционным для вайнахов в исследуемый период был тип распашной одежды - бешмет («Новтал»), часто фиксируемый в погребальном комплексе склепов. Бешмет - одна из древнейших форм верхней одежды не только у чеченцев и ингушей, но и у многих народов мира. Он был как повседневной, так и праздничной одеждой мужчин, женщин и детей. Исследуя склеповые погребения в горных районах Чечни и Ингушетии, известный археолог Е.И. Крупное отмечал, что «мужчины были одеты в длинные до колен кафтаны или халаты, в большинстве случаев также из шерстяной ткани. Обычно на мужчинах две одежды...». Кафтаны или халаты, упоминаемые исследователями, по всей вероятности, бешметы. Последующие изыскания ученых подтверждают это. Знаток традиционной одежды северокавказских народов Е.Н. Студенецкая отмечала, имея в виду вайнахов: «Мужская одежда, обычно именуемая бешметом, надевалась под черкеску». Однако необходимо отметить, что до широкого распространения на Кавказе (вторая половина XVII в.) да и после почти у всех живущих здесь народов бешмет представлял собой самостоятельный тип одежды. Но манера ношения была у каждого народа своя. Чеченцы и ингуши носили бешмет отдельно, поверх нательной рубахи, без черкески, как повседневную или праздничную одежду. Судя по археологическим источникам бешмет носили с самого раннего возраста и до глубокой старости.