Культура Чечни

Туркаев Х. В.

У чеченцев, в отличие от остальных горцев, отец не мог безнаказанно убить сына. Если он убивал сына, то он должен был добиться прощения у ближайших родственников жены и в знак примирения устраивал для них угощение. Кроме того, оставшиеся братья могли отомстить своему отцу.

Родители (как правило, отец) сами выбирали невесту для сына. При повторных браках инициатива в этом вопросе принадлежала в большей степени уже самому сыну.

У всех горцев, в том числе и чеченцев, права родителей над дочерьми были одинаковыми. До замужества, как уже указывалось, дочь полностью подчинялась отцу и находилась на попечении родителей. Вместе с тем мать имела больше власти над дочерьми, чем над сыновьями. Это касалось прежде всего воспитания, подготовки приданого, выделения наследственной доли и т.д. Хотя при выдаче дочери замуж требовалось согласие отца, однако на его решение в известной степени могла повлиять и мать. Характерно, что, вступив в брак, девушка становилась родственницей всей семьи мужа, продолжая принадлежать своему роду.

При отказе отца выдать дочь замуж случалось умыкание девушки. Жених со своими приятелями увозил девушку, несмотря на сопротивление ее родственников. Уже в доме похитителя девушка в присутствии своей родственницы, муллы или других почитаемых людей должна была объявить, хочет ли она остаться или желает вернуться в дом отца. Чаще всего она была вынуждена остаться. При упорном нежелании девушки вступить в брак с похитителем тот обязывался возвратить ее в родительский дом и заплатить 100 руб. за бесчестье. Если же умыкание происходило с согласия девушки, то родителям трудно было помешать такому браку. Однако они имели право на выкуп, размер которого при этом мог быть завышен как возмещение за нанесенное оскорбление.

Согласие на брак сестры иногда давал и ее брат. Так, если во время пирушки он выпивал за здоровье сестры с кем-либо из присутствующих и принимал от него подарок, то это обязывало его принудить отца выдать сестру именно за данного приятеля. В противном же случае брат преследовался как нанесший кровную обиду.

Царская администрация предпринимала попытки урегулировать брачно-семейные отношения чеченцев. В крепости Грозной были созданы судебные органы, которые в своей деятельности руководствовались специальными "Правилами для управления чеченским народом", изменившими многие адаты сообразно с "новым положением" чеченцев после окончания Кавказской войны и интересами власти. В частности, отменялся левират, женщина получала право самой распоряжаться своей судьбой и калымом в случае смерти мужа. Отменялся брачный договор, заключенный отцом невесты в состоянии опьянения и на явно унизительных или ничтожных условиях (поднесение незначительных подарков и т.д.). Однако многие запреты существовали только на бумаге.

Очередная попытка преодоления "вредных обычаев" у чеченцев в области семейно-брачных отношений была предпринята в середине 60-х годов XIX в. Так, был ограничен размер калыма за невесту. По новому обычаю за невесту выплачивался задаток 25 руб. серебром и 80 руб. в качестве обеспечения в случае смерти мужа или его развода с женой. Вся эта сумма поступала в распоряжение женщины .

В 1863 г. представители горских народов приняли решение об отмене многих обычаев. Было признано, что грубое обращение мужа с женой может служить законным основанием для развода без его согласия. В подобных случаях женщина могла обратиться в горский словесный суд. Подтверждалось принятое ранее решение о недопустимости насильственной выдачи замуж девушек-горянок, которые также могли обратиться в горские словесные суды.

Однако, несмотря на всю свою прогрессивность, эти немногочисленные новшества существенного влияния на семейно-брачные отношения чеченцев не оказали.

Генетические представления в менталитете чеченцев (на основании полевых этнографических материалов, собранных в Чечне и Грузии в 1980-1990-е годы)

Я. В. Чеснов

В чеченском менталитете прослеживается четкая связь нравственного или безнравственного поведения с генетической линией человека. Считается, что при плохом поступке человека семь умерших поколений его предков падают на том свете вниз лицом от позора. Эта связь с предками различается по линии отца и матери.

Какова же роль родителей с точки зрения вайнахской народной генетики? Ее принцип вырисовывается в довольно распространенной у чеченцев притче, связанной с вопросом: "Кого выбрать — плохого сына, у которого хороший отец, или же хорошего сына, у которого плохой отец?" Оказывается, надо отдать предпочтение плохому сыну, ибо от хорошего отца к нему перейдет хотя бы одна черта. Плохой отец ничего хорошего своему сыну передать не сумеет. В народе считается, что достоинства хорошего сына рано или поздно исчезнут и проявится дурная наследственность.

Согласно принципам мужской доминантности от отца наследуется окраска волос и кожи: темные волосы и смуглая кожа или, наоборот, светлые волосы и светлая кожа. Правда, существует мнение, что низкорослые мужчины стремятся найти рослых женщин и тогда дети будут высокими. В низкорослости вайнахская традиция видит скорее признак тяжелого характера, чем черту эстетическую. Говорят, что "у низкорослых сердце большое и выпирает", поэтому они склонны к скандалам. Есть и такая шутка: будто раньше низкорослых пускали на базар только после обеда, так как они якобы могут в самое неподходящее время учинить какой-нибудь дебош.

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru