Разводы у чеченцев чаще происходили по причине смерти одного из супругов, по инициативе мужа - троекратном произнесении "талак" ("отпущение"), а также по требованию жены в определенных случаях. Первый вариант предусматривал процедуру освобождения вдовы от утративших силу семейно-брачных обязательств и выдачи ей законной доли имущества умершего супруга. Коран устанавливает две стадии развода (Коран, Сура 2, аят 229). В соответствии с ним при варианте талак после истечения первого срока супруг мог вторично произнести формулу, открывая тем самым второй испытательный срок для жены. Если муж так не поступает, то брак признаётся расторгнутым без соблюдения дополнительных формальностей со всеми вытекающими последствиями. В этом случае жена имеет право на повторный брак, иногда и за своего мужа, без соблюдения нового срока воздержания, установленного для нее нормами шариата. При троекратном произнесении формулы брак считается расторгнутым безвозвратно, и тогда бывшие супруги могли возобновить брачные отношения только после промежуточного брака (Коран, Сура 2, аят 230). Женщина, разведенная после трехкратного произнесения формулы развода, имела право на свою долю выкупа, ставшую ее собственностью в результате брака.
Положение женщины в чеченских семьях, как и у всех горцев, было довольно тяжелым. На нее возлагались основные домашние и полевые работы, она не участвовала в семейных советах, вынуждена была терпеть налагаемые на нее наказания, несправедливость со стороны мужа и его родственников. Грубое обращение мужа нередко приводило к тому, что жена убегала к родителям. Если жена неоднократно повторяла побеги без достаточных оснований, то должна была возвратить калым и оставить все вещи, которые она принесла в дом мужа. Муж мог даже потребовать уплаты двойного калыма.
По шариату женщина вправе требовать развода через суд только лишь в строго определенных случаях: при тяжких физических недостатках мужа, невыполнении им своих супружеских обязанностей, жестоком обращении, невыделении достаточных средств на содержание, длительном отсутствии супруга, нанесении тяжких оскорблений, несходстве характеров и др. Для чеченцев наиболее типичной причиной развода являлось грубое обращение мужа. В то же время женщина у чеченцев, в отличие от остальных кавказских горцев, имела право на развод. Хотя для этого и требовалось согласие мужа, но в исключительных случаях она могла обратиться в горский словесный суд, являвшийся основным звеном судебной системы того времени, и отстаивать свои интересы через поверенного, чаще всего наиболее уважаемого представителя семьи или рода. Суд определял из наиболее уважаемых и почитаемых людей посредника, который наблюдал отношения супругов, пытался их примирить и выражал свое мнение в суде. Если данное лицо и два соприсяжника подтверждали обоснованность жалобы, то суд давал развод, и жена получала свободу. При таком разводе она забирала все свое имущество.
После развода женщина становилась свободной, но не могла вступить в повторный брак в течение полугода, так как несоблюдение срока воздержания расценивалось как оскорбление первого мужа. В противном случае ее второй муж обязывался заплатить в пользу первого пеню в размере двойного выкупа, 300 руб. - за бесчестье и особый штраф - 50 руб.
Муж в большинстве случаев мог развестись, как только пожелал. До 1863 г. ему возвращался выкуп, все расходы на свадьбу, подарки и расходы на родственников жены. До их уплаты разведенная женщина не могла повторно выйти замуж. Родственники, будучи не в состоянии сразу заплатить недостающую сумму, отдавали бывшему зятю корову с телкой, которые не возвращались даже после полной уплаты выкупа. Позже (после 1863 г.) муж ничего не получал — ни выкупа, ни подарков и др. Более того, он обязывался доплатить выкуп, если не выплатил его полностью. Но в том случае, когда мужу удавалось доказать, что причиной развода послужило развратное поведение жены, он получал право на возвращение выкупа. Вместе с тем безосновательное оставление (развод) жены могло вызвать недовольство ее родственников, и потому мужчина должен был мотивировать свое решение, особенно если жена происходила из сильного рода.
Разводы могли происходить и по истечении нескольких дней после свадьбы, если обнаруживалось, что девушка не девственница. Не желая огласки и держать такую жену, муж, прожив с ней неделю, давал развод. В том случае, когда развод происходил по требованию мужа, но женщина была беременной, она могла находиться в доме мужа до рождения ребенка, который затем оставлялся в семье отца. То же происходило, когда беременность возникала при насильственном умыкании или нежелании девушки, а также ее родственников сохранить брачные отношения.
Шариат и адаты не содержат норм, касающихся узаконения внебрачных детей, не устанавливают порядок усыновления или удочерения, не допускают узаконения родственных связей.
Женщина у чеченцев, хотя полностью и подчинялась своему мужу, обладала все же большей независимостью, чем у других горцев (осетин, хевсуров, тушин и др.). У кавказских горцев, как известно, жена не могла сидеть при муже, вмешиваться в разговор, кушать вместе с ним при посторонних и т.д. В чеченских же семьях отношения между супругами были более свободными. Хотя женщина и не участвовала в семейных советах, но к ее мнению прислушивались. Это объяснялось, видимо, той важной ролью, которую чеченская женщина играла в семье в условиях частого и длительного отсутствия мужчин, в особенности в период военных событий, в случаях кровной мести, абречества, отходничества и др.