Культура Чечни

Туркаев Х. В.

«По покрою бешметы одинаковы у всех народов Северного Кавказа», - писала Е.Н. Студенецкая. Но именно покрой выделяет вайнахские мужские бешметы от аналогичных типов одежды других народов данного региона. Видимо, из-за недоступности археологических источников исследовательница сделала вывод об однотипности покроя бешметов для всех народов Северного Кавказа.

Образцы бешметов и их фрагментов, найденные в позднесредневековых склеповых погребениях (Оздик, Цори, Коротх, Цой-Педе и др.), свидетельствуют о наличии у вайнахов в рассматриваемый период бешметов двух типов: первый тип - цельнокроеный, с круглым воротом, т.е. туникообразного покроя, и второй тип - с отрезной талией, со скошенным к груди воротом (типа черкески). Первый тип бешмета, во многом повторяющий покрой туникообразной рубахи и отличающийся от нее спереди сплошным разрезом от ворота до подола, несомненно, наиболее древняя форма распашной одежды местного населения. Второй же тип бешмета, по-видимому, возник в процессе эволюции и совершенствования покроя, а также под влиянием костюмов соседних народов.

Как мы уже отмечали, первый тип бешмета был туникообразным: спинка и перед состояли из целого полотнища, спереди делали сплошной разрез. Бешмет имел удвоенную полу. Такие бешметы были свободные и длинные. От ворота до пояса застегивались на пуговицы из крученых ниток. Рукава длинные, прямые, вшитые в пройму. Края ворота и рукавов обшивались полоской из другой ткани или широкой тесьмой. Образцы таких бешметов нередко фиксировались исследователями в наземных склепах Чечни и Ингушетии. Некоторые исследователи, в частности Б.А. Калоев, утверждают, что «мужская одежда вайнахов не отличалась от осетинской». Подобного мнения и грузинский автор Л.Ю. Маргошвили. Мы имели возможность подвергнуть сравнительной характеристике одежду вайнахов и соседних народов на основе собственных материалов и образцов осетинских бешметов, извлеченных исследователем Т.Б. Мамуковым из наземных склепов Осетии. Графическая реконструкция осетинского бешмета показывает локальное своеобразие данного типа одежды у осетин и вайнахов: по покрою рукавов, форме ворота, способу застегивания они в корне отличаются друг от друга.

Неверно также и утверждение, что «чеченская мужская одежда не характеризуется локальным своеобразием, она общекавказского типа». Действительно, в мужской одежде наблюдается много признаков общекавказского костюма. Но ведь традиционная одежда не представляет собой что-то застывшее: в процессе многовекового развития, помимо прочего, в ней отражались взаимосвязи и взаимовлияния соседних и дальних народов. Разнообразные культурно-экономические связи, уходящие корнями в далекое прошлое, издавна способствовали налаживанию тесных контактов вайнахских обществ с соседними народами и появлению общих форм во многих областях материальной культуры, в том числе и в одежде.

Мужской бешмет типа черкески (горная Ингушетия)

Мужской бешмет типа черкески (горная Ингушетия)

Возвращаясь к характеристике верхней мужской одежды, остановимся на втором типе вайнахского бешмета. Данный тип бешмета сильно отличался от первого по покрою: свидетельство того, что на смену более древним конструктивным формам приходит одежда выкройная. Его шили сильно приталенным, с отрезными бочками, состоящими из треугольных и трапециевидных клиньев,  которые расширялись  к низу. 

Нижняя часть бешмета расклешена за счет девяти и более клиньев: трех цельнокроеных (два передний, один задний), двух-трех трапециевидных с каждого бока и двух треугольных по одному на каждую полу, что создавало определенный силуэт одежды, затянутой в талии и свободной внизу. Н. Данилевский писал: «Так как у всех горцев общая идея о красоте состоит в том, чтобы иметь широкие плечи, полную грудь и тонкий стан, то мужчины, несмотря на то, что носят несколько кафтанов один на другом, туго перетягиваются, чтобы в пояснице не оставалось ни малейшего знака толщины». Действительно, эволюция одежды у горцев была связана с определенными, присущими и другим народам эстетическими взглядами. И не случайно до сих пор у вайнахов бытует понятие «оьзда гIодаюкъ йолу стаг» (букв. - мужчина с благородной талией).

Рукав бешмета был вшивной, суженный книзу, наполовину закрывавший кисть руки, на конце - овальной формы с разрезом 5-8 см. Пришивался невысокий стоячий воротник, стеганный на подкладке из плотной ткани. Застегивался бешмет на пуговки из крученых ниток на воздушные петельки от ворота до талии. Ворот сильно скашивался к груди: застежек до талии было пять штук. Видимо, в прошлом застежкам на бешметах, помимо утилитарного, придавалось особое значение. Об этом, в частности, свидетельствует вайнахский фольклор. Приведем лишь несколько примеров. Так, в одном из преданий говорится, что некто Алу Усман имел сильную власть над людьми и заставлял их подчиняться себе. Этого не снесли три гордых брата предков чеченцев. Они ушли от него и дошли до местечка Нохчхаз, что находится на границе Чечни и Кумыкии. Там они обосновались жить. Однажды некто из жителей Нохчхаза пренебрежительно дернул за ворот бешмета младшего из братьев. От рывка отлетело две застежки. Оскорбленный младший брат тут же убил обидчика. Не вынеся такого позора, братья ушли в горы.

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru