А в другом предании рассказывается, как на сына чеченца бросился лев и ударом лапы сорвал с ворота его бешмета три петли. Сын чеченца заколол льва и без трех петель предстал перед отцом. За то, что сын позволил льву сорвать с бешмета три петли, отец хотел убить единственного своего сына. Возможно, застежки на одежде средневековых вайнахов несли какую-то магическо-религиозную символику, иначе дергание за ворот бешмета или срыв хотя бы одной застежки не воспринимались бы как тягчайшее оскорбление.
Карманы на бешметах не делались вообще: они появляются позже (в XIX в.) под влиянием европейской одежды. Роль карманов выполняли мужские сумочки и кисеты, сшитые из различных тканей или кожи. Они были самых разных форм, о чем свидетельствуют многочисленные археологические материалы. Большой интерес представляет древневайнахский орнамент, которым украшались кисеты и сумочки (завитые рога, концентрические круги, ромбы и др.). Все это в мировоззрении средневековых вайнахов символизировало изобилие, богатство и солнце.
Бешметы перепоясывались широким матерчатым кушаком или же кожаным ремнем, на котором, кроме всего прочего, висели сумочка или кисет.
Первый тип бешметов был наиболее характерен для старых и пожилых мужчин. Молодые носили в основном бешметы типа черкески. Возрастная особенность подчеркивалась и длиной бешмета. Длинные бешметы носили пожилые вайнахи, а более укороченные - молодые.
Бешмет сочетал в себе функции летней и зимней одежды. Летние изготавливались на одной подкладке, а зимние утеплялись шерстью или ватой, о чем свидетельствуют археологические источники. Бешмет, найденный в одном из наземных склепов, был утеплен ватой с подкладкой из холщовой ткани. Верх бешмета был из красной крашенины. Покрой - по типу черкески: с отрезной талией, подол расширялся с помощью треугольных клиньев. Ворот скошен к груди. Воротник пришивной, стоячий. Застегивался на пуговки из крученых ниток на воздушные петли. К бортам от ворота до подола пришиты клинья, с помощью которых запах углублялся. Рукава заужены книзу, с разрезами на концах. На бешмете сохранился пояс-кушак из домотканой ткани без окраски. На поясе висели мужская сумочка типа маленького мешочка и ножны для ножа.
Бешметы были распространены на всей территории вайнахов как повседневная и праздничная одежда, бытовавшая одновременно с верхними мужскими платьями-рубахами. Совершенно неверно трактует роль этого одеяния в комплексе вайнахской одежды грузинская исследовательница Л.Ю. Маргошвили. «Часто мужчина-вайнах, - пишет она, - одевал архалук (т.е. бешмет. - Б.А.) и брюки на голое тело, без рубахи. Эти два элемента были повседневной одеждой горца... С течением времени появилась верхняя рубаха, занявшая место архалука. Архалук превратился в домашнюю и верхнюю одежду молодых и пожилых мужчин». Ношение бешмета на голом теле, как об этом пишет Л.Ю. Маргошвили, не было в традиции вайнахов, хотя могли быть отдельные исключения: возможно, в силу жизненных обстоятельств горец вынужден был надеть бешмет без нижней рубахи, но это не означало отсутствия нательной одежды у вайнахов в этот период. Обязательной нательной одеждой, по крайней мере со средневекового периода, для вайнахских мужчин были рубахи, как и у всех народов. Платья-рубахи и бешметы бытовали у них как самостоятельные типы верхней одежды, о чем мы выше писали.
Несмотря на общие черты в покрое бешмета, характерные для многих народов Кавказа, Средней Азии и др., они подчеркивали вайнахскую специфику, локальные черты данного типа одежды у чеченцев и ингушей. Близкие аналоги второму типу вайнахского бешмета имеются в одежде кумыков. Это относится к общему конструктивному исполнению. Однако для дагестанских (в том числе и кумыкских) бешметов характерны широкие рукава, застежка встык и глухой ворот, что и отличает их от вайнахских.
Вайнахские бешметы шили из различных по цвету и фактуре тканей: для повседневных бешметов использовались в основном домотканые материалы, для празднично-выходных, в зависимости от экономической возможности семьи, - дорогие привозные ткани. Наиболее популярные цвета, принятые для бешметов взрослых, были белый - для парадно-выходного бешмета и красный, синий, коричневый - для повседневных.
Нет сомнений, что у вайнахов этот тип одежды существовал с глубокой древности. Бытуют различные мнения по поводу происхождения бешмета. Некоторые исследователи связывают его со скифской одеждой, другие - с одеждой ираноязычных предков осетин. Но права, на наш взгляд, Е.Н. Студенецкая, которая отмечала, что тип одежды определялся в древности не столько этнической спецификой, сколько образом жизни. Народы, быт которых был связан с верховой ездой, охотой и скотоводством, могли выработать в одежде общие черты, стремясь сделать ее более удобной.
В ношении бешмета вайнахи были менее консервативны, чем соседние народы. Чеченцы и ингуши, правда пожилые, имели право носить его нараспашку, тогда как некоторые народы Северного Кавказа - только застегнутым. Иногда бешмет надевали и под черкеску.
Судя по данным археологических источников, на рубеже ХVII-ХVIII вв. в вайнахской среде широко распространяется еще один тип верхней распашной одежды - черкеска («чоа» - чечен., «чохки» - ингуш.), ставшая не только для вайнахов, но и для всех кавказских народов праздничной общенациональной одеждой (рис. 6). В отличие от бешмета она не была повседневной: черкеска относилась в основном к выходной, праздничной одежде. Иметь черкеску считалось очень престижным, она была символом гордости и достатка. Черкеску обычно шили из сукна домашнего производства черной, серой или коричневой окраски. Представители привилегированных сословий носили белую черкеску.