Культура Чечни

Туркаев Х. В.

Несмотря на общее приниженное положение чеченской женщины, местные адаты защищали ее честь и достоинство гораздо строже, чем этого требовал шариат. Так, даже случайное прикосновение чужого мужчины к платью и тем более к лицу и телу женщины (девушки) означало для нее бесчестье и вызывало кровную месть. Известно, что чеченская женщина должна была вставать, когда входил мужчина, уступать ему место, дорогу, что объясняется не столько ее приниженным положением, сколько уважением в его лице защитника, добытчика, хозяина дома. Однако в данном случае не допускалось не только телесного прикосновения, но даже оружие мужчины (ружье, кинжал и т.д.) не могло быть обращено в сторону женщины.

Честь и достоинство замужней женщины и чужой невесты оберегались в ряде случаев местными адатами в большей степени, чем незамужней девушки. Так, за нарушение чести девушки виновный должен был заплатить 18 коров, а чужой невесты или замужней женщины — 80 голов рогатого скота. Если же родственники оскорбленной не желали принять выкуп, то виновный должен был предоставить им свою жену, сестру или мать (в редчайших случаях). При попытке вырвать или схватить косы замужней женщины виновный платил 5 коров, а девушки -10 коров. Нередко подобные ситуации разрешались только кровью обидчика.

Нанесение побоев, тем более убийство жены у чеченцев в отличие от других кавказских горцев считалось величайшим позором. В последнем случае виновный подвергался мести со стороны ее родственников или же платил выкуп как за мужчину (иногда половину). Отягчающим обстоятельством могла послужить беременность жены. Однако возможно было и примирение.

Дети (дочери и сыновья) при разводе оставались с отцом. На него возлагались все обязанности, связанные с их воспитанием, женитьбой, выдачей замуж и т.д. Мать, повторно вышедшая замуж, полностью теряла свои права на детей и не могла их требовать ни к себе в новый дом, ни к собственным родителям. Если же в силу каких-либо обстоятельств отец передавал детей своей разведенной жене (малолетний возраст, неприязнь второй жены и др.), то обязывался платить ей по 12 руб. за каждого в год.

Обычное право чеченцев сохранило в рассматриваемый период такой архаический обычай, как левират. Левират как обязанность деверя (ближайшего родственника) жениться на жене своего умершего брата (родственника), видимо, был перенесен на чеченскую почву еще в глубокой древности переселенцами из восточных стран. Вдова умершего могла выйти замуж после окончания траура по своему усмотрению, но при этом нужно было удостовериться, не желает ли кто-либо из ближайших родственников мужа (в первую очередь деверь) жениться на ней. Могла возникнуть и такая ситуация, когда родственник покойного мужа и жениться не хотел, и согласия на ее уход в родительскую семью не давал, что лишало женщину возможности повторного вступления в брак. В данном случае она либо оставалась в доме родственников мужа, либо уходила к своим, но лишалась при этом права на имущество мужа, которое полностью переходило к его правопреемникам.

В малых чеченских семьях мужчина имел огромную власть не только над женой, но и над детьми, вплоть до принуждения к тяжелому физическому труду, наложения наказания. Так же, как и у других горцев Кавказа, в чеченских семьях сыновья были обязаны полностью подчиняться отцу, со смирением и почтением принимать всякое приказание и безропотно выполнять его. Малейшее сопротивление и непослушание считалось величайшим стыдом по адату и грехом по шариату. Однако у чеченцев отец имел полную власть над сыновьями только в малолетнем возрасте. Как только мальчик достигал такого возраста, когда был в состоянии держать оружие, родительская власть теряла над ним свою силу и возникало фактическое равенство между отцом и сыновьями. Последние могли играть определяющую роль в решении наиболее важных общесемейных вопросов. Отец (ценда) — глава большой семьи управлял всеми работами мужчин (подвластных), распоряжался семейным имуществом (продажа, сдача в аренду, предоставление под залог и т.д.), средствами, полученными членами семьи на заработках. Полностью во власти отца находились незамужние дочери, а при его отсутствии -старшего брата.

Постепенно, как и у всех горцев, власть отца в семье ослабевает. Женатые сыновья чаще изъявляли желание освободиться из-под отцовской опеки, требовали раздела имущества, образуя собственный двор и хозяйство. Эмансипированные сыновья отстаивали право на свою долю наследства, если не получили ее при выходе из родительской семьи. Как правило, все сделки с недвижимостью и другие наиболее важные вопросы общесемейного характера решались на семейных советах с участием всех совершеннолетних мужчин (достигших 15-летнего возраста). При несогласии хотя бы одного из них глава семьи должен был изменить свое решение или допустить раздел, если это касалось общего имущества.

Когда ценда достигал старческого возраста или становился недееспособным, то главенство в семье переходило к старшему сыну. Если сын был еще несовершеннолетним, управление хозяйством брала в свои руки мать (ценнана). Произвольная смена главы семьи не допускалась.

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru