Если отцовская линия в культуре вайнахов однозначно признаётся ведущей, то с материнской стороны дело обстоит сложнее. Нравственная роль матери ставится чрезвычайно высоко. Так, бытующее выражение "материнский язык" означает наличие у человека хорошего этического воспитания, полученного от матери. В то же время иногда старики, обсуждая неблаговидный поступок какого-то человека, обвиняют линию матери ("материнское молоко"), а если человек проявил себя выдающимся положительным деянием, говорят, что сказалась роль предков его по отцовской линии.
Отмеченное отношение к материнскому молоку как к субстанции, способной испортить хорошую нравственность, встречается в разных местах Чечни. Нам рассказывали такую историю: один всадник приобрел коня, жеребенком вскормленного на буйволином молоке. Во время скачек именно этот конь, увидев лужу, кинулся в ней поваляться. В этой притче проблема генетико-поведенческой преемственности снижена. Такое настороженное отношение к молоку странно, если учитывать высокий статус материнства в вайнахской культуре. Так, по этому статусу мужу запрещено было касаться левой груди жены, можно касаться только правой — она "мужская", а левая — "божеская" и предназначена ребенку. Вайнахи и другие народы Кавказа знают, что усыновленный ребенок должен прильнуть к груди женщины. Такой ритуал служил для примирения кровников. Даже если мужчина, объект мщения, совершал такой ритуал хитростью и насилием, он все равно приобретал право на жизнь. С высоким статусом материнской груди и материнского молока связан и высокий ранг родственников по материнской линии: они окружены особым почтительным этикетом, мужчины должны подчиняться им беспрекословно, почитать больше, чем родственников по отцовской линии. Современный мужчина с юмором говорит, что родственники матери для него самые "страшные".
Наши опросы в Чечне по проблемам наследования здоровья показали, что в большинстве случаев отмечается роль материнского фактора: дети получают здоровье, которым обладает мать. Немногочисленные противоположные указания на отца, как правило, объяснялись или теологически ("Бог первым создал мужчину, и он крепче"), или бытовыми условиями: "у мужчин здоровья больше, ибо он меньше работает и не знает родовых мук". Бытовое суждение высказывали женщины, теологическое — мужчины. Наиболее же древняя традиция, отмеченная нами как в равнинных, так и в горных районах, указывает на фактор наследования здоровья от матери.
Многозначная пословица о парне, ищущем породу (семя — xly) и девушке, ищущей пропитание (толокно — цу), вскрывает именно этот важнейший принцип — ориентацию вайнахов на генетически здоровую наследственность, которая связывается с материнской линией.
Методы реализации этой ориентации на материнский принцип здоровья имеют огромное значение. Конечно, выбор невесты для сына — центральный в такой системе. Эта система представлена двумя основными блоками, учитывающими: 1) черты самого человека (в конкретной социальной среде вайнахской культуры речь идет о девушке на выданье); 2) особенности ее генеалогического древа.
В первом блоке системы отметим:
идеал физической красоты, анатомические и физиологические показатели, известные так называемым "знающим людям";
психические показатели, определяемые на молодежной вечеринке (синкъерам) и по изделиям, сделанным девушкой.
Не рассматривая подробно физический идеал, отметим, что он не существует вне нравственных критериев человека. У девушки - это разумная речь, трудолюбие, обходительность. Эстетические стороны физического идеала (белизна кожи, красивые зубы и т.д.) включают требование "утиной" походки, предсказывающей в вайнахской традиции будущую плодовитость женщины.
"Знающие люди" при знакомстве с девушкой могли, глядя на ее пальцы, определить состояние ее детородных органов, число ее будущих беременностей.
В старину чеченцы еще и таким способом определяли физиологические и психические качества девушки: к своему выданью она должна была изготовить войлочный ковер, от начала до конца не принимая помощи со стороны ни в изготовлении материала, ни в подборе цвета и рисунка орнамента. Этот "ковровый тест" зафиксировал в Восточной Чечне этнограф Саид-Магомед Хасиев.
Во втором, генеалогическом блоке выделяется следующее:
девушка обязана знать 8 предков; у них должна быть хорошая репутация в округе;
принцип "прежде, чем посмотреть на невесту, надо посмотреть на ее мать";
этот же принцип относится и к братьям девушки.
Наиболее сложен и интересен вопрос о 8 предках. Обычно имеются в виду мужские предки. Но удалось зафиксировать также вариант о "8 матерях", т.е. женских предках. Следует отметить, что мужчина (в данном случае жених) обязан был знать 7 мужских предков.
Итак, генеалогическая линия женщины должна быть на одно поколение длиннее мужской. Ясно, что значимость генеалогического древа у женщины в вайнахской традиции большая, чем у мужчин. Есть чеченская пословица, отмечающая первенство женского принципа: "Портится мужчина — портится семья. Если это случилось с женщиной, то портится народ".