Культура Чечни

Туркаев Х. В.

Черкеска (реконструкция) из наземного склепа аула Эрзи: а - вид спереди; б - вид сзади

Черкеска (реконструкция) из наземного склепа аула Эрзи: а - вид спереди; б - вид сзади

Ее шили на подкладке из хлопчатобумажной (без окраски) ткани, но некоторые могли обходиться и без подкладочного материала. По покрою черкеска была сходна с бешметом, но имела более широкие полы, она была сильно приталенная и не утеплялась. Черкеску шили по бокам - отрезной по талии, но с цельнокроеной основой. Нижняя часть делалась чуть выше пояса и до самого низа кроилась в виде треугольников. В боковых швах у подола черкеска имела небольшие разрезы, рукава ее были длинные и широкие. В более ранний период черкеску, видимо, носили поверх бешмета. Возможно, с этим связана ширина рукавов черкески; они не отворачивались. На рисунке X. Гейслера, где изображены ингуши конца XVIII в. (см. рис. 2, в), черкеска показана более свободного покроя, нежели черкеска XIX в., которая шилась сильно приталенной. Газырницы нашиты на грудную часть черкески. Первоначально газыри носили в кожаных сумках, укрепленных на ремне через плечо или на поясе. Но на поясе крепилось и без того немало предметов, например шашка, ружье. Поэтому газырницы стали нашивать на груди черкески по обеим сторонам. Отдельные фрагменты деталей черкески, газырниц неоднократно присутствовали среди склеповых материалов ХVI-ХVIII вв.. При раскопках наземного склепа с поминальной камерой в ауле Эрзи (Ингушетия) нами были обнаружены кожаные газырницы в виде кармана, вертикально простроченные. В образовавшиеся пазы вставлялись газыри для хранения пороха и пуль. Все это подтверждается наблюдениями исследователей, которые отмечали, что в склеповых погребениях края нередко встречаются газыри (деревянные или костяные трубочки для хранения пороха и свинцовых шаровидных пуль). Со временем газыри утратили свое значение и стали выполнять роль декоративного элемента черкески. По талии черкеска перетягивалась ременным поясом с металлическим набором (у более зажиточных - серебряным или позолоченным). Такие ременные пояса носили вайнахские мужчины вплоть до середины XX в. Да и сейчас их можно встретить в костюме мужчин преклонного возраста, придерживающихся традиционной одежды. Необходимым элементом пояса был кинжал, так как оружие это служит украшением мужского костюма.

Черкески были разной длины: в разные периоды длина их варьировалась. Характерный для черкески ворот имел треугольную форму. В исследуемый период иногда черкески шились со стоячим воротником. На рисунках Я. Потоцкого и X. Гейслера горцы изображены именно в такой черкеске.

Видимо, к типу черкески можно отнести и мужскую одежду из шелковой или шерстяной ткани, которую обнаружил Л.П. Семенов в ходе исследований средневековых склепов вайнахов. К сожалению, раскопочные материалы Л.П. Семенова не сохранились, но остались описания большинства материалов, в том числе и одежды, дающие возможность составить представление о соответствующем типе одежды. Е.Н. Студенецкая отмечала, что верхняя одежда XVIII в. настолько отличается от более поздних форм, что «возникает вопрос о закономерности названия этой одежды черкеской». Следует отметить, что археологические источники позволяют утверждать о бытовании черкесок с нашитыми газырницами уже с XVIII в. Несомненно, черкеска этого периода не была «классического типа». Ведь с самого возникновения любой элемент подвержен изменению, идет постепенная эволюция в сторону улучшения, приобретения более удобных форм. Вместе с тем возникновение этого типа одежды можно отнести к более раннему периоду, хотя генезис его не до конца ясен.

Черкеска до настоящего периода сохранилась как традиционная праздничная мужская одежда, хотя она была не единственной празднично-выходной одеждой горцев. Несмотря на общий для всех народов Кавказа процесс формирования этого типа верхней распашной одежды, покрой вайнахской черкески отличается от других типов (различия в основном касаются покроя спинки с цельнокроеной основой и элементов отделки и украшений). По этим же признакам чеченская «чоа» отличается, в частности, от «чохи» грузинской, но ближе стоит к кумыкской черкеске.

Помимо вышеописанной верхней одежды для местного населения были характерны различного покроя овчинные шубы. Одежда из овчины является одним из древнейших типов одеяний, во всяком случае у тех народов, основная трудовая деятельность которых связана со скотоводством и охотой. Ведь именно из шкур животных и зверей люди стали впервые делать одежду.

Названия этого типа верхней теплой одежды у вайнахов свидетельствуют о бытовании нескольких видов шуб, среди них: кетар - шуба, тулуп; бекх — тулуп; керча - дагестанский тулуп. Они были нагольные и крытые, цельнокроеные и покроя черкески.

Наиболее распространенными были шубы с цельнокроеной основой, свободного покроя. Длина их была различной: пастухи носили длинные шубы (иногда с капюшоном). Более укороченные шубы носили мужчины всех возрастов. Шубу могли надевать как поверх бешмета и черкески, так и прямо на рубаху. Шуба была без застежек, правая пола запахивалась на левую и подпоясывалась ремнем. Аналогичные шубы, относящиеся к рубежу ХVIII-ХIХ вв., бытовали и у дагестанских народов.

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru