Традиционные мужские штаны чеченцев и ингушей можно отнести к общекавказскому варианту. Как и рубахи, их шили вручную из местных и привозных тканей, а также из шкур животных. В покрое мужских штанов можно проследить половозрастную специфику: пожилые носили штаны с широким шагом. В горной Чечне поверх нательных длинных штанов в холодную пору носили укороченные (типа шортов) войлочные штаны (рис. г). По бокам на каждую штанину пришивались в виде воздушных петель застежки из кожаных ремешков для закрепления на них войлочных или суконных ноговиц. Образцы таких штанов были нами обнаружены в башнеобразном склепе Коротха (горная Чечня). Аналогии этим штанам встречаются только у некоторых народов Дальнего Востока.
Для молодежи были характерны штаны, более зауженные в шагу. Описание данного вида одежды, выделяя его во второй тип, дает Е.Н. Студенецкая. Археологические источники подтверждают широкое бытование в эпоху позднего средвековья у вайнахов описанного типа штанов.
В отдельный тип, на наш взгляд, можно выделить кожаные штаны, которые носила военная прослойка. Их образец можно увидеть на воине, изображенном на рисунке Я. Потоцкого. В исследуемый период кожаные, а точнее, овчинные штаны были распространены среди пастухов, покрой их не отличался от обычных традиционных штанов. Они были характерны для многих народов мира.
Археологический и этнографический материалы дают очень интересные образцы мужской одежды вайнахов XVI - начала XIX в.: платье, рубаха, черкеска, суконная накидка, бурка, шуба, тулуп, шелковый халат. Некоторые из названных видов одежды сегодня совершенно забыты. К таковым относится мужская нераспашная верхняя одежда туникообразного покроя, платья-рубахи. Фрагменты таких рубах были обнаружены нами в ходе археолого-этнографических исследований в горной Чечне. Часть этих материалов сильно фрагментированы, не поддаются полной реконструкции, но сохранились относительно хорошо рубахи, по которым можно судить об этом типе одежды.
На основе анализа 16 фрагментов и относительно целых образцов мужских рубах по покрою, форме ворота и декоративной отделке выделяются несколько типов таких рубах с внутренней вариацией.

Военная одежда кавказских горцев конца XVIII в. – ингуши (по Я. Потоцкому)

Военная одежда кавказских горцев конца XVIII в. - чеченцы (по Я. Потоцкому)

Военная одежда кавказских горцев конца XVIII в. - ингуши (по Х. Гейслеру)
Первый тип представлен несколькими вариантами:
1. Рубаха туникообразного покроя, рукава длинные, прямые, шов идет от подмышек до кисти руки. Ворот круглый, с пазушным разрезом сбоку. Края ворота отделаны шелком коричневого цвета, ворот застегивается (завязывается) шнурочками из крученых комбинированных (красно-зеленых) хлопчатобумажных ниток. Рубахи с пазушным разрезом сбоку встречаются у многих народов, но вряд ли вайнахами такая форма заимствована: встречаются самые разные варианты бокового ворота, что, видимо, свидетельствует о древней традиции его бытования в вайнахской одежде.
2. Этот вариант, как и первый, представлен фрагментом из материалов Коротха. Покрой рубахи, по всей вероятности, туникообразный. Ворот с пазушным разрезом сбоку. К рубахе пришит простеганный воротник-стойка, застегивающийся у горловины с помощью тканых шнурков. Края осевого разреза отделаны вертикальной строчкой (в три ряда) красными шелковыми нитями. По обеим сторонам бокового разреза горизонтально пришиты застежки из широкой тесьмы: с одной стороны - пуговки, с другой - петельки.
3. Фрагмент рубахи из наземного склепа Цой-Педе (горная Чечня). Рубаха была сшита из синей крашенины. Ворот боковой, с острым «язычком», от которого до пояса идет вертикальный разрез. Края разреза отделаны желтым шелком. Застегивался ворот коричневыми застежками, расположенными горизонтальными парами (5 пар - 10 штук) на определенном расстоянии. На правой стороне ворота вдета иголка (оберег). Видимо, в прошлом это имело какой-то магический смысл. До настоящего времени в народе сохранилось поверье, будто бы иголка может оберегать человека от злого духа, болезней и сглаза.
4. Рубаха из материалов Цой-Педе была сшита из синей крашенины с подкладкой из домотканой холстины без окраски. На манжетах сделаны разрезы, вышитые по краям в несколько рядов линейным орнаментом. У кисти руки рукава завязывались на завязки из крученых ниток. Ворот имел круглую форму с пазушным разрезом сбоку. Края разреза также отделаны строчкой из красных ниток в два ряда. Как отмечают некоторые исследователи, «расположение вышивки не случайно, так как, по древним поверьям, вышивка была магическим оберегом от зла, болезней и располагалась в одежде там, где открывался доступ к телу». Ворот у горловины застегивался воздушной петлей на пуговицу из крученых ниток. На передце нашиты горизонтальные застежки (58 парных штук). А на фрагменте рубахи такого же типа насчитывалось около 70 горизонтальных застежек. Эти нашивки выполняли роль условных застежек. Застегнутые пуговки оказывались внутри вдоль разреза, образуя тем самым изящный рельефный контур. Иногда пуговиц вообще не пришивали, а с обеих сторон нашивали тонкую тесьму, сложенную вдвое, перегибы обращали к разрезу рубах. Между этими петельками пришивали тесемочки, которые завязывались вдоль разреза ворота. Нужно отметить, что подобные застежки-украшения свидетельствуют о довольно старинном типе одежды, восходящем к раннему средневековью. Наряду с металлическими нагрудными украшениями они бытовали в вайнахской традиционной одежде до конца XIX в., дольше, чем у других народов Северного Кавказа. Подобными условными застежками в ХVI-ХVII вв. на Руси украшали царскую одежду. По всей видимости, горизонтальные нашивки были характерной особенностью одежды состоятельных людей. Как мы уже отмечали, на Руси ими украшались царская, боярская и княжеская одежда, а вайнахские платья-рубахи с соответствующей отделкой носили мужчины, достигшие определенного возраста и имевшие влияние среди сородичей, возможно старейшины.
5. Вариант данного типа также представлен фрагментом рубах из склепов Цой-Педе. Рубахи шились из крашенины, имели круглый порот, отделанный красной тесьмой, сбоку переходящей в застежку. Вдоль разреза на груди пришиты застежки из красного сутажа. По анализу общего погребального комплекса, где обнаружены данные рубахи, их можно датировать ХVI-ХVII вв.