Также следует отметить, что значительное место в общественном быту вайнахов занимали мероприятия, связанные с трудовой деятельностью. На таких встречах формировались и развивались навыки труда, шел постоянный процесс передачи коллективного трудового опыта. Одновременно совершался обмен фольклорными ценностями - песнями, сказками, пословицами, поговорками; подрастающее поколение приобщалось к устному народному творчеству. Беседы на встречах давали определенный круг информации, очень часто выходившей за пределы внутриобщинных интересов, - так формировалось коллективное мнение вайнахской молодежи.
Подводя итог сказанному, следует отметить, что система норм морали регулировала индивидуальные взаимоотношения вайнахской молодежи, которые развивались в значительной степени в рамках традиционного коллективного общения. В их основе лежал практический крестьянский взгляд на семью как на важнейшее условие жизни каждого человека.
Традиционная мужская одежда вайнахов в XVI-начале XIX в.
Б. Б. Абдулвахабова
Археологические и этнографические сведения, данные изобразительного искусства и другие источники свидетельствуют о том, что основной тип вайнахского костюма сложился в общем процессе развития мужского костюма других народов Кавказа уже в XVII в. Несмотря на этническую пестроту, к этому периоду у всех кавказских народов в мужской одежде заметны сходные черты, т.е. сформировалась так называемая мужская одежда кавказского типа. На фоне общих черт в вайнахской мужской одежде обозначенного периода, как показывают сохранившиеся при археологических раскопках реалии, четко выделяются отличительные признаки, выражающиеся в комплексе одежды, в форме головных уборов, в манере ношения, в способе украшения и отделки костюма и т.д. Особая роль мужчины в вайнахском обществе - воина-всадника, землепашца, скотовода - обусловила то, что для его одежды характерны простота конструкции, строгий силуэт, сдержанный колорит. Одежда надежно защищала его при любых погодных условиях, была удобна при верховой езде, на крутых горных тропах, подчеркивала мужественность, ловкость и романтичность горца.
Традиционно принято подразделять одежду на верхнюю и нижнюю (по способам ношения различается шитая и несшитая, плечевая и поясная), а по назначению - на праздничную, будничную и обрядовую. Имеющиеся в наличии образцы и фрагменты мужской одежды из склеповых погребений позволяют рассмотреть ее именно по принятому принципу. Мы стремились в большей степени опираться на подлинный материал, который собирался при непосредственном участии автора данной статьи. Мы не взяли на себя решение вопроса специального рассмотрения обрядовой одежды, так как эта сторона недостаточно обеспечена источниками, анализ которых позволил бы показать ее в хронологических рамках XVI - начала XIX в. Но в перспективе такая работа необходима.
Основными элементами нательной одежды чеченцев и ингушей были туникообразного покроя рубаха и длинные штаны с широким шагом (рис. 1). Их нередко фиксировали в средневековых склеповых погребениях кавказоведы Л.П. Семенов, Е.И. Крупное и некоторые другие. В ходе археологических раскопок за период 1980-1990 гг. нами также были извлечены целые образцы и фрагменты мужских нательных рубах и штанов.
Мужские нательные рубахи шились до начала XIX в. из тканей домашнего производства: холщовой ткани, крашенины, полотна и некоторых других. Правда, зажиточные семьи использовали и покупные материалы.
Нательные рубахи мужчин были двух типов:

Мужская нательная одежда: а - туникообразная рубаха (Чечня); б - штаны с узким шагом (Чечня); в - штаны с широким шагом (Ингушетия); г - короткие штаны из войлока (Чечня)
1) туникообразного покроя с перекидным плечом, прямыми рукавами с ромбовидными или треугольными ластовицами под мышками и боковыми клиньями. Ворот был горизонтальный, с центральным пазушным разрезом и завязывался шнурками - завязками под головой;
2)туникообразная рубаха с выкройной проймой и вшивными длинными рукавами, зауженными книзу, с центральным или боковым (на левой стороне) пазушным разрезом.
До конца XVII в. воротник не был характерен для нательной рубахи, ее шили наподобие древнерусских «голошеек». Подол подшивался. Ворот нередко застегивался на пуговицы из крученых ниток на воздушные петли. Использовались и пуговки из бронзы, меди, серебра, причем самых разных форм. Многочисленные находки в средневековых погребальных сооружениях свидетельствуют о широком бытовании пуговиц в одежде вайнахов с древности. Описанный тип рубахи наиболее древний в традиционной одежде не только вайнахов, но и многих народов мира. Вайнахские нательные рубахи мало отличались по покрою и материалу, но локальные особенности проявлялись в форме ворота и способах его застегивания. Для чеченцев были характерны в основном рубахи с пазушным разрезом сбоку, для ингушей - рубахи с осевым разрезом посередине ворота. В отличие от нательных рубах соседних народов, в частности дагестанских, вайнахи никогда не заправляли их в штаны, а носили на выпуск. И только в конце XIX в., когда нательные рубахи намного укоротились, мужчины начали носить их поверх нижнего белья, заправляя в брюки.