Вайнахские девушки в быту стремились вести себя скромно, а на «синкъерам» - веселее, но так, чтобы это не выходило за пределы приличий и представлений о правилах хорошего тона, поскольку о ней могли сказать: «И сов дукха юйоьлу, лартIехь яц и» - «Она слишком много смеется, слишком веселая». У чеченцев считалось неприличным, если девушка открыто отдавала предпочтение одному парню.
У девушек, как и у юношей, были свои ведущие («тхьамда-наш») - обычно по возрасту это более старшие, опытные, умеющие вести себя, остроумные, которые могли в любой ситуации владеть обстановкой. Они же несли ответственность за присутствующих на вечеринке. Молодежный «синкъерам» жил своей сложной внутренней жизнью, в которой, безусловно, проявляли себя взаимоотношения, выходившие далеко за пределы простого проведения досуга. В осенне-зимний период основным местом общения молодежи были какой-либо двор или дом селения. Собравшиеся делились на две основные группы: с исполнением какой-либо работы, например лущение кукурузы, обработка шерсти и т.п., или без нее («синкъерам», «ирах Iар»). Определенной дифференциации собраний молодежи (с работой или без нее) не было, как и регламента; собирались по мере необходимости.
Возрастной состав подобных посиделок не определялся, а варьировался в зависимости от местной традиции. У вайнахов не было специальных подростковых встреч. Определенный возрастной рубеж, который признавался как достаточный для вступления в брак, давал возможность и подросткам посещать такие места, не будучи женихами и невестами. По сведениям информаторов из Шатоевского и Ножай-Юртовского районов, во встречах принимала участие молодежь обоего пола 10-11 лет, в с. Толстой-Юрт - с 12-13 лет.
Достаточно широко распространены у вайнахов ограничения, связанные с нравственной репутацией. Очень высоко ценились честь и достоинство: «Эхь а, има а долуш хила езо йоI» - говорили и говорят до настоящего времени. На таких встречах выбирались будущие невестки, когда женщины «смотрели девушек», их умение общаться, работать, прилично вести себя: «ГIиллакх, оьздангала къорта хума ду» - «Нравственность - это главное» - говорили вайнахи.
Замужние женщины у вайнахов принимали самое активное участие во всех подобных собраниях: следили за порядком, определяли отношения между молодыми людьми - «тIе хабар хьура». На такие встречи родители охотно отпускали своих дочерей, зная, что ничего плохого с ними не случится. «Синкъерам», «ирах Iьар» и другие собрания молодежи продолжались до позднего вечера и сопровождались песнями, танцами и шутками.
Как отмечают информаторы, которые принимали участие в таких мероприятиях, девушки приходили раньше ребят и садились на лавочки - «менга» «деревянная тахта», где-нибудь в дальней части комнаты («барчи»). Если это были «белхи», то начинали работу (теребить шерсть, лущить кукурузу и т.д.). Затем подходили парни -группами и поодиночке. Девушки здоровались первыми. Парни садились напротив девушек, в противоположной стороне, но не рядом, поскольку могли нечаянно дотронуться до девушки или толкнуть ее, что считалось неприличным. Нескромные остроты и шутки осуждались, и обычно их не было. Нравственные начала стояли на высоком уровне, поскольку религия и опыт жизни выработали для вайнахов самые строгие отношения между полами. Безусловно, эти правила поддерживались не одними лишь стариками, а строго соблюдались и молодым поколением, сдерживались личной совестью каждого: «Девушку даже под семью замками не сбережешь, если она сама этого не захочет» - говорили вайнахи.
Во взаимоотношениях молодежи разных селений также соблюдалась определенная этика. Так, например, девушка селения, которое принимало гостей, несмотря на то, что ее парень тоже присутствовал на этой встрече молодежи, должна была оказывать внимание гостю. Однако в их взаимоотношениях была определенная граница согласно неписаному правилу: «Хьаша хьешана ца кхочу» - «Гостья не достается гостю».
Встречи вайнахской молодежи находились под постоянным контролем старших - можно сказать, практически на виду у всех жителей селения. Часто это выражалось в непосредственном наблюдении со стороны близких родственников или родственниц. Известно, что вайнахские девушки на молодежные посиделки приходили не одни, но в сопровождении кого-либо из родных. Большое влияние на поведение оказывало общественное мнение, которое осознавалось каждым молодым человеком. При постоянстве определенных этнических традиций и норм морали, связанных с религиозно-нравственными представлениями вайнахов, более поверхностный слой этики, охватывающий внешние формы поведения молодежи, значительно менялся в конкретных условиях. Традиция определяла различия в системах поведения на молодежных встречах в зависимости от состава участников. Так, дифференцировано было поведение девушек одного и того же возраста в зависимости от очередности сестер «на выданье»: что-то разрешалось из дозволенного на вечеринках «синкъерам» и «белхи» в своем и чужом доме; различались между собой взаимоотношения внутрисельской молодежи и молодежи из других селений - гостей. Этика в отношении чужой молодежи зависела от характера и обстоятельств пребывания.