Культура Чечни

Туркаев Х. В.

Вайнахская этика рекомендовала (в некоторой степени это сохраняется и до настоящего времени) возрастной принцип в формировании состава многих сельских сборищ. Так, например, информатор из с. Бачи-Юрт сказал, что в их местности, как и по всей Чечне и Ингушетии, после пятничной обеденной молитвы («делкъа ламаз дин чул тIаьхьа») в мечети проводились поучения, советы - «хьеха-маш бура». После этого собравшиеся делились по группам: старшие, молодежь, подростки. На подобное деление мужской части населения аула для проведения свободного времени указывают и многие информаторы из других селений.

Семейным же праздникам в основном был присущ смешанный половозрастной состав участвующих (например, в свадебной обрядности), что характерно и для других форм общения, связанных с коллективными работами. Сюда относятся почти все виды взаимопомощи («белхи»), сложная структура календарных праздников, включавших элементы как смешанного, так и дифференцированного по возрасту состава участников, и т.д. В частности, у вайнахов были специальные места, где собирались люди разных возрастов: «бакхий нах гулло пъюгIа» - место, где собираются люди старшего возраста, и «кегий нах гулло меттиг» - место, где собираются люди молодого возраста.

Из всех видов общения по половозрастным группам наиболее массовыми, частыми и многообразными по форме были сборы молодежи. Сельская молодежь активно общалась и во время некоторых видов полевых и домашних работ. Здесь хочется обратить внимание на общение молодежи в свободное от основной работы время. Этика поведения молодежи определялась в рамках этнической (вайнахской) и социальной (крестьянство) общностей в целом, но возрастная специфика вносила свои особенности в общую систему нравственно-этических воззрений и соответствующих им норм поведения. Значительное место в этике молодежи, безусловно, занимали традиционные нормы, которые регулировали отношения полов в предбрачном возрасте.

Поскольку мы говорим о проведении досуга, то, как правило, в силу вступали поочередно или в сочетании такие системы, как структура и семантика ритуала, или ритуализированность поведения, специфика художественного жанра - песни, танцы, устный фольклор и т.д. Естественно, что все это определяло поведение отдельного лица и целых возрастных групп. Проанализировать взаимодействие этих факторов в единой системе можно лишь рассматривая конкретные формы общения молодежи. В частности, обратим внимание на популярные у вайнахской молодежи традиционные вечеринки («синкъерам») или встречи у родника («хийист»).

По свидетельствам наших информаторов, девушки и парни в свободное от работы время встречались на вечеринках, проходивших весело и торжественно. Часто такие встречи устраивались в честь приезда гостей или по поводу какого-либо другого события. Девушки из состоятельных семей одевались в самые лучшие свои наряды, причем меняли их два-три раза за вечер. Праздничные костюмы надевали и юноши. Принято было, что девушки никогда ни на какие вечеринки без приглашения не ходили, кроме как к близким родственникам, девушек всегда обязательно сопровождали снохи, родственницы и т.п. На подобных молодежных вечерах у чеченцев считалось неприличным присутствие девушки с матерью. Информаторы отмечают, что бытовал определенный круг традиционных норм и представлений, кто из девушек может посещать и принимать участие во встречах молодежи. Например, в присутствии близких родственников по мужской линии девушка не могла принимать ухаживания молодых людей, ибо «бехкий нах бу сан кхузахъа» - «здесь находятся те, при которых нельзя ухаживать». Впрочем, молодежь это знала сама согласно неписаным правилам.

На вечеринки начинали ходить с 12-13 лет, но полноправными участниками «синкъерам» становились лица, достигшие 16—17 лет. Для вайнахской девушки вопрос о посещении «синкъерам» решался не всегда однозначно. Так, в семьях, где росло двое или больше сестер, при решении о выходе на «синкъерам» вступали в силу представления о преимуществах старшей дочери в выборе жениха и выходе замуж, что оборачивалось рядом ограничений для младших сестер. Поэтому старшая сестра на выходах постоянно одевалась в лучшие наряды, а младшая сестра носила ее обноски, она меньше работала, меньше следила за своей внешностью и т.д. По свидетельству информаторов, это не всегда определялось материальными причинами. В большинстве случаев до выхода замуж старшей дочери семья сознательно держала младшую дочь (или младших дочерей) в «черном теле». Если же приходили смотреть старшую, нельзя было показываться младшей, это считалось неприличным (вдруг понравится младшая, как и случалось иногда). Впрочем, как отмечают наши информаторы, встречались семьи, в которых родители, имея нескольких девушек, выдают и одобряют выход любой из них - без установления очередности по возрасту. После того как первая дочь выходила замуж, начинали одевать и наряжать следующую, предоставляя ей определенную свободу.

В этот комплекс представлений органично входили и нормы поведения, связанные с положением сестер на вечеринках. Обычно туда приглашали старшую сестру, но вместе с ней могли посещать вечеринку и младшие сестры или только одна следующая по возрасту сестра. Если старшая приходила туда нарядной, то младшая - в обычной будничной одежде, чтобы не привлекать к себе особого внимания, поскольку это считалось неприличным. Она не садилась в ряд со взрослыми девушками, а стояла где-то сбоку с подростками, не принимала ухаживаний от молодых людей, не танцевала. На подобных встречах молодежи она только училась правилам этикета (поведения), т.е. была лишь зрителем. Таким образом, этническая модель поведения на «синкъерам» была неодинаковой для всех девушек даже в пределах одной и той же семьи. В значительной степени она зависела от возраста и статуса девушки - на выданье она или нет.

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru