Как мы уже не раз отмечали, большое значение придавалось отношению к труду. Вайнахи приучали подростков к различным видам деятельности с раннего детства, а над теми, кто не владел соответствующими возрасту мастерством и навыками, смеялись. О постоянном воздействии общественного мнения на формирование личности свидетельствуют насмешливые прозвища, прочно вошедшие в речевой оборот чеченцев: например, «хjинц вича санна ву (ю) иза» - будто сейчас родился (родилась) он (она) или «лам тIера хjинц охьа веа-ча сана ву (ю)» - словно только что с гор спустился (спустилась) и др. В то же время, требуя от каждого определенных нравственных и деловых качеств, общественное мнение вайнахов возвышало тех людей, которые по своим качествам соответствовали идеалу юноши или девушки. Часто в том или ином селении за авторитетными молодыми людьми закреплялось выполнение функций свахи для жениха или невесты, впоследствии они могли играть и другие функции в свадебной обрядности вайнахов.
Материалы о народном календаре дают основание отнести ряд поверий об антропоморфности космоса: о возрасте небесных светил, о принадлежности их к тому или к иному полу, взаимообусловленности их подобными же явлениями в жизненном цикле человека. Последнее касалось всех календарных единиц, начиная от суток и кончая годом; отсюда «половозрастной» характер времени был одним из самых важных признаков измерения. По сведениям наших информаторов, женщина или девушка, встающая с постели к обеду, никогда не будет хорошей хозяйкой. Об этом же говорят многие пословицы и поговорки. «Jуьранна гIатинчjьна жи шалха бехкина» - «У того, кто рано встал, овца двойню принесла», или «Уъюринна вижна Гъиначюна ирс тьех дьялла» - «Кто долго спит, тот свое счастье проспит». Одним из достоинств молодой женщины-невестки считалась ее привычка вставать раньше всех, причем имела значение первая часть суток -в том числе и для отправления женских религиозно-магических действий и обрядов (это общая вайнахская традиция), обслуживание старших членов семьи, например, помощь при совершении утреннего намаза («тас-гIумагIа хотта дар а и дIа дакхар»).
Следует отметить, что женским временем суток, помимо утра, у вайнахов считалось и вечернее время (например, обычай проводить вечеринки - «синкъерам», встречи у родника - «хийист» тоже во второй половине дня или же вечером. Зато более противоречивы и неопределенны представления вайнахов о мужском времени, но, как правило, с ним соприкасалась часть суток от восхода до заката солнца. В целом конечно же не было какого-то «полового» деления времени года и тем более суток. Возможно, бытовало представление о наиболее предпочтительном (удачном или необходимом) времени для активизации как мужской, так и женской деятельности и его постоянном чередовании. Думается, что в основе всех этих представлений лежал реальный опыт наблюдения за космическими явлениями и их мифологическая интерпретация в народном сознании, связывающая светила - солнце и луну, а также планеты и созвездия, которые оказывают влияние на жизнь людей. Половозрастные соотношения времени и человека у вайнахов в большей степени имели отношение применительно к будням, что носило глубокий сакральный смысл: нормы поведения и «мир вещей» - как понятие рабочего времени и как времени вообще.
Стереотипы будничного или каждодневного поведения взрослых рассматриваются нами на семейном уровне, на котором были представлены все половозрастные слои. Вместе с репутацией отдельного лица в вайнахском обществе продолжала достаточно устойчиво сохраняться та или иная репутация семей, очень часто переходившая из поколения в поколение. Так, например, при выборе невесты вместе с другими ее положительными качествами во внимание принималось в немалой степени и то, что она происходит из хорошей семьи («оьзда нах»). При этом следует отметить, что в прошлом чеченцы придавали большое значение генетике: «ХIу бех да ца деза, цIена, оьзда неха ялу еза зуда» - говорилось в народе. Известно и такое выражение: «Къантана хIу лаха деза, йоIана цу лаха беза» - «Для юноши следует искать род, а для девушки - благосостояние».
Наши полевые материалы показывают, что значительная роль сельской общины в сохранении традиционных форм общения четко проступает и в общественных трапезах (во время свадьбы, уразы, календарных праздников и др.). Суть таких общественных трапез состояла в том, что этот обычай складывался из нескольких элементов, часть из которых были основными. В первую очередь это общественный молебен («дели дехар») в связи с общим желанием или хорошего урожая, или приплода (первого), или выгона скота на пастбища. Важными отличительными чертами таких мероприятий были половозрастная основа и специфический состав собравшихся: чаще это были мужчины средних лет, а иногда отдельно от мужчин собирались и женщины. Но общественные молебны («дели дехар» или «мел бехар») могли проходить и без коллективной трапезы собравшихся семей. Иногда же подобное угощение было не в складчину, как мы отмечали, а за счет одного или нескольких наиболее состоятельных лиц селения.