Культура Чечни

Туркаев Х. В.

Продолжительность труда на «белхи», как отмечают многие информаторы, в некоторой степени была определена обычаем (от восхода до захода солнца), но приглашение на полный день не исключало и более раннего завершения работы. Если «белхи» продолжался с утра до вечера, то обед доставлялся к месту работы, причем хозяин старался угостить собравшихся лучшей пищей. Безусловно, хозяин дома должен быть любезен и приветлив со всеми, кто пришел помочь ему; он не мог принуждать, указывать, сколько кто должен работать, и т.п. Вайнахская этика исключала также замечание хозяина, если чья-то работа ему не нравилась.

По сведениям многих наших информаторов, во время некоторых видов «белхи» (например, при обмазке дома, лущении кукурузы, обработке шерсти - «тIаргIа къажбеш болу белхи» и т.д.) звучали песни, шутки, устраивались во время отдыха танцы и т.д. Вайнахскому обычаю «белхи» мы находим соответствие в аналогичных обычаях других народов Кавказа4.

Примечательно, что целый комплекс этических представлений и норм сложился в крестьянской среде в отношении вопроса и об участии в «белхи». Отметим, что принятие приглашения не было обязательным правилом, хотя тем не менее вайнахи считали: даже в случае крайней невозможности прийти и поработать некоторое время необходимо было явиться к хозяину и объяснить ему уважительную причину неявки. Таким образом, сильна нравственная обязательность «белхи», которая и до настоящего времени осознаётся вайнахами.

Интересно, что представление о моральной ответственности перед участием в «белхи» было особенно выражено в том случае, когда помощь организовывалась общиной для нуждавшейся в поддержке семьи, потерявшей кормильца, или семье крестьянина при стихийных бедствиях, падеже скота и т.п. О таких общественных мероприятиях люди старшего поколения помнят до настоящего времени. Поэтому в конце XIX - начале XX в. и даже позже среди вайнахского сельского населения никогда не встречались люди, просящие милостыню, ибо здесь семьи, нуждающиеся в помощи, не просили об этом сами, а ждали и были уверены, что каждый из сельчан по мере возможности придет к ним на помощь, например в случае пожара, постигшего домохозяина, и т.д. Община выделяла лес для постройки, если заболел кормилец, то бесплатно исправляла его постройки, и выполняла другие работы.

Вайнахи считали и считают до сих пор своей нравственной обязанностью обработать поле и убрать его у одинокого и больного соседа, а также привезти лес на строительство и т.д., причем если кто-либо и не являлся на «белхи», его не наказывали, но его осуждало общественное мнение. В этом случае этические нормы вайнахов исходили из нравственных принципов помощи пострадавшему или бедствующему; в других случаях оценка поведения опиралась на принцип общинной, соседской взаимопомощи. Как известно, у чеченцев бытовал тип «белхи» как взаимной, так и односторонней выгоды, но и здесь существенную роль в реализации сложившихся этических норм играло общественное мнение.

Таким образом, в жизни вайнахского крестьянства, как и других горских народов Кавказа, взаимопомощь была одной из характерных черт хозяйственного и семейного быта. Она играла существенную роль, облегчая и ускоряя труд при строительстве, проведении тех или иных сельскохозяйственных работ и других трудовых занятий. В определенной степени институт взаимопомощи отражал уровень жизни вайнахского народа, особенности социально-классовых отношений, специфику семейно-бытового уклада, характеризуя мораль и этику общества на определенном этапе его исторического развития.

Подводя итог сказанному, следует отметить, что обычаи взаимопомощи вайнахов - явление сложное не только по своей структуре, но и по многослойности сохранившихся в нем разновременных социально-этнических образований. При этом некоторые виды «белхи» органично срастались с обрядами завершения тех или иных сельскохозяйственных работ, включая в свою структуру и многие ритуальные элементы. В целом же для «белхи» характерно типичное сочетание коллективных принципов работы и праздников - взаимное переплетение и взаимное проникновение трудовых и праздничных элементов.

Нравственные принципы помощи бедствующему и нуждающемуся в соседской помощи, а также соответствующие этические нормы у вайнахов формировались общественным мнением. Значительную хозяйственную и нравственную роль при этом играл институт «белхи» как одна из форм коллективных работ, где вырабатывались, укреплялись и передавались в межпоколенной трансмиссии трудовой и социальный опыт, знания и наблюдения. На «белхи» же организовывались состязания по тем или иным видам труда; общественным мнением определялись наиболее опытные и знающие - образец для всех остальных. Как место проведения коллективных работ «белхи» же играли значительную роль в формировании репутации в сельских трудовых коллективах, в частности молодежи (репутация невесты, жениха).

Именно в рамках общины в первую очередь происходило становление и формирование общественного мнения о том или ином человеке, оно же регулировало отбор, сохранение и закрепление тех или иных этнических воззрений и соблюдение этических норм, причем первую роль в этом играло мнение семьи и родственников, за ее пределами - ближайших соседей, затем - селение и т.д. В повседневном быту вайнахов, в постоянном общении во время коллективных работ, праздников (свадеб, вечеринок, уразы и др.) естественно проступали и демонстрировались черты характера, соблюдение общепринятых норм поведения, а также осуждались или подвергались критической корректировке отклонения от них. Так сельская община, как основная ячейка, утверждала становление общественного лица человека, которое должно было соответствовать устоявшимся этническим традициям вайнахов.

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru