Продолжительность труда на «белхи», как отмечают многие информаторы, в некоторой степени была определена обычаем (от восхода до захода солнца), но приглашение на полный день не исключало и более раннего завершения работы. Если «белхи» продолжался с утра до вечера, то обед доставлялся к месту работы, причем хозяин старался угостить собравшихся лучшей пищей. Безусловно, хозяин дома должен быть любезен и приветлив со всеми, кто пришел помочь ему; он не мог принуждать, указывать, сколько кто должен работать, и т.п. Вайнахская этика исключала также замечание хозяина, если чья-то работа ему не нравилась.
По сведениям многих наших информаторов, во время некоторых видов «белхи» (например, при обмазке дома, лущении кукурузы, обработке шерсти - «тIаргIа къажбеш болу белхи» и т.д.) звучали песни, шутки, устраивались во время отдыха танцы и т.д. Вайнахскому обычаю «белхи» мы находим соответствие в аналогичных обычаях других народов Кавказа4.
Примечательно, что целый комплекс этических представлений и норм сложился в крестьянской среде в отношении вопроса и об участии в «белхи». Отметим, что принятие приглашения не было обязательным правилом, хотя тем не менее вайнахи считали: даже в случае крайней невозможности прийти и поработать некоторое время необходимо было явиться к хозяину и объяснить ему уважительную причину неявки. Таким образом, сильна нравственная обязательность «белхи», которая и до настоящего времени осознаётся вайнахами.
Интересно, что представление о моральной ответственности перед участием в «белхи» было особенно выражено в том случае, когда помощь организовывалась общиной для нуждавшейся в поддержке семьи, потерявшей кормильца, или семье крестьянина при стихийных бедствиях, падеже скота и т.п. О таких общественных мероприятиях люди старшего поколения помнят до настоящего времени. Поэтому в конце XIX - начале XX в. и даже позже среди вайнахского сельского населения никогда не встречались люди, просящие милостыню, ибо здесь семьи, нуждающиеся в помощи, не просили об этом сами, а ждали и были уверены, что каждый из сельчан по мере возможности придет к ним на помощь, например в случае пожара, постигшего домохозяина, и т.д. Община выделяла лес для постройки, если заболел кормилец, то бесплатно исправляла его постройки, и выполняла другие работы.
Вайнахи считали и считают до сих пор своей нравственной обязанностью обработать поле и убрать его у одинокого и больного соседа, а также привезти лес на строительство и т.д., причем если кто-либо и не являлся на «белхи», его не наказывали, но его осуждало общественное мнение. В этом случае этические нормы вайнахов исходили из нравственных принципов помощи пострадавшему или бедствующему; в других случаях оценка поведения опиралась на принцип общинной, соседской взаимопомощи. Как известно, у чеченцев бытовал тип «белхи» как взаимной, так и односторонней выгоды, но и здесь существенную роль в реализации сложившихся этических норм играло общественное мнение.
Таким образом, в жизни вайнахского крестьянства, как и других горских народов Кавказа, взаимопомощь была одной из характерных черт хозяйственного и семейного быта. Она играла существенную роль, облегчая и ускоряя труд при строительстве, проведении тех или иных сельскохозяйственных работ и других трудовых занятий. В определенной степени институт взаимопомощи отражал уровень жизни вайнахского народа, особенности социально-классовых отношений, специфику семейно-бытового уклада, характеризуя мораль и этику общества на определенном этапе его исторического развития.
Подводя итог сказанному, следует отметить, что обычаи взаимопомощи вайнахов - явление сложное не только по своей структуре, но и по многослойности сохранившихся в нем разновременных социально-этнических образований. При этом некоторые виды «белхи» органично срастались с обрядами завершения тех или иных сельскохозяйственных работ, включая в свою структуру и многие ритуальные элементы. В целом же для «белхи» характерно типичное сочетание коллективных принципов работы и праздников - взаимное переплетение и взаимное проникновение трудовых и праздничных элементов.
Нравственные принципы помощи бедствующему и нуждающемуся в соседской помощи, а также соответствующие этические нормы у вайнахов формировались общественным мнением. Значительную хозяйственную и нравственную роль при этом играл институт «белхи» как одна из форм коллективных работ, где вырабатывались, укреплялись и передавались в межпоколенной трансмиссии трудовой и социальный опыт, знания и наблюдения. На «белхи» же организовывались состязания по тем или иным видам труда; общественным мнением определялись наиболее опытные и знающие - образец для всех остальных. Как место проведения коллективных работ «белхи» же играли значительную роль в формировании репутации в сельских трудовых коллективах, в частности молодежи (репутация невесты, жениха).
Именно в рамках общины в первую очередь происходило становление и формирование общественного мнения о том или ином человеке, оно же регулировало отбор, сохранение и закрепление тех или иных этнических воззрений и соблюдение этических норм, причем первую роль в этом играло мнение семьи и родственников, за ее пределами - ближайших соседей, затем - селение и т.д. В повседневном быту вайнахов, в постоянном общении во время коллективных работ, праздников (свадеб, вечеринок, уразы и др.) естественно проступали и демонстрировались черты характера, соблюдение общепринятых норм поведения, а также осуждались или подвергались критической корректировке отклонения от них. Так сельская община, как основная ячейка, утверждала становление общественного лица человека, которое должно было соответствовать устоявшимся этническим традициям вайнахов.