В этике труда непосредственно соприкасаются этнические и социальные основы вайнахских норм поведения. Известно, что вайнахские крестьяне повседневно решали трудовые и хозяйственные задачи и что данный фактор прослеживается в той или иной мере во всех этнических традициях вайнахов. Когда мы говорим о нормах поведения при выполнении тех или иных хозяйственных работ, то имеем в виду не производственные действия и приемы, а традиционные формы личных контактов и отношений вайнахских крестьян при выполнении этих работ (сюда входят внутрисемейная трудовая этика, традиционные нормы поведения в поле, на сенокосе и т.д.).
В конце XIX - начале XX в. принципы распределения трудовых обязанностей в вайнахских семьях были в целом традиционными, хотя в силу хозяйственных и социальных особенностей структуры семьи и связанных с ними норм поведения старших («цIенда» - хозяин дома, «хусум нана» - хозяйка дома) и прочих членов этой семьи при распределении трудовых обязанностей, их выполнении и оценке результатов они тем не менее оказывали определенное влияние на те или иные технические новшества и социальные изменения.
Сложившиеся нормы, закрепленные в течение длительного времени, определяли поведение вайнахских крестьян в начале пахоты, сева, жатвы, сенокоса и других сельскохозяйственных работ. Трудовая традиция закрепляла устойчивый ритм сельскохозяйственного производства, находивший идеологическое обоснование в крестьянском мировоззрении и регулировавшийся семьей (в этом отношении она выступала как первичный трудовой коллектив). Внутрисемейные и общинные этические представления и нормы вайнахов, которые были устойчиво связаны с взаимоотношением и поведением в сфере хозяйственной деятельности, во многом были подчинены этому ритму, задаче его соблюдения, сохранения и подключения к нему новых подрастающих поколений.
Руководством по своеобразному «горскому этикету» у вайнахов были фольклорные и многие бытовые поверья, так как мораль почти любого из них подразумевала определенные поведенческие рекомендации. Известно, что регламентированное поведение в любом традиционном обществе, где «все и вся на виду», всегда более или менее этикетно, «идеальный субъект» вайнахской этикетной культуры даже наедине с самим собой всегда соотносит свои действия с мнением «его общества» — с тем, «что скажут люди», если вдруг увидят, узнают и т.д. В целом же этикетные правила основаны на традиционных моральных ценностях, они предусматривают высокую степень этикетности поведения во всех сферах личной жизни, причем в своем доме эта степень лишь немного ниже, чем в гостях или в общественном месте. Когда же правила этикета нарушались достаточно серьезно, в действие приходил механизм посредничества, в какой-то степени снимавший напряженность и нормализовавший ситуацию.
Таким образом, подводя итог выше сказанному, следует отметить, что в настоящей статье рассматриваются три комплекса вопросов вайнахской этики внутриобщинных неродственных отношений: вопросы взаимопомощи; роль в системе традиционных норм поведения и формы общения молодежи у вайнахов. В последнем случае мы рассмотрим три типа контактов молодежи: свадьба («ловзар»), вечеринки («синкъерам»), сборы у родника («хийист»).
Как известно, община и ее традиционные нормы поведения у вайнахов в рассматриваемое время были действенным и важным институтом повседневной жизни. С одной стороны, бытовали и ею осуществлялись фискальные и административные государственные функции, с другой - она защищала хозяйственные и социальные интересы вайнахов. На развитие традиционных норм поведения и форм общения у вайнахов оказывали влияние социально-экономические процессы; в их обществе в исследуемое время с этими же проблемами был тесно связан вопрос о соотношении традиций и новаций. Безусловно, мы отдавали себе отчет в том, что традиции при всей их кажущейся устойчивости, несомненно, подвергались и подвергаются определенным изменениям и что каждая их них некогда была новацией. Таким образом, мы рассматриваем те нормы поведения и формы общения, которые самими крестьянами (а с их слов -наблюдателями) определялись на конкретном этапе изучения как привычные, издавна бытовавшие.
Одной из форм контактов молодежи у вайнахов являлся традиционный институт взаимопомощи («белхи») - сложный по своей структуре обычай, в центре которого находился совместный неоплачиваемый труд. На «белхи» приглашались девушки, молодые замужние и незамужние женщины, холостые и женатые парни для того, чтобы подрастающее поколение знакомилось и общалось между собой, определяло свое «общественное лицо» в процессе не только общения, но и трудовой деятельности. Организовывала «белхи» обычно женщина, при этом мужчины не всегда принимали в нем участие или же принимали в определенной форме, например, помогали женщинам при лущении кукурузы («хъачIкъаш цIан еш болу белхи»), подносили вязанки урожая, убирали отходы, т.е. выполняли самую тяжелую работу.
Обычно «белхи» в прошлом мог устраиваться в любой день недели, в условиях же современности - лишь в выходные дни. Говоря о «белхи», следует отметить, что в состав обычая входило несколько взаимосвязанных вариантов. Обычай включал разнородные элементы: хозяйственно-трудового, бытового, праздничного и другого характера. «Белхи» начинался с общинного решения на сельском сходе помочь вдове или другой нуждающейся семье, например вспахать поле или убрать урожай и др. По крайней мере, многие наши информаторы подтверждают это. Впрочем, в большинстве случаев «белхи» по решению сельского схода созывался достаточно редко -обычно при строительстве после пожара («цIе ялча») или в случае внезапной смерти кормильца и т.п.