Культура Чечни

Туркаев Х. В.

В частности, точное соблюдение требований этноэтикета зависит от того, насколько жестко поведение каждого члена общества регламентировано традицией. Исследования этнографов показывают, что «этикет» жестче соблюдался в докапиталистических обществах или обществах с некоторыми пережитками патриархальных и феодальных норм и институтов, тогда как в Новое и Новейшее время «этикетизированность» поведения отдельного индивида постепенно снижается.  Так,  например,  прослеживается  тенденция  уменьшению регламентирующей роли этикета по мере интернационализации экономики, культуры, всего уклада жизни. В целом же это ведет к стиранию граней между чисто национальными формами традиционного поведения, вплоть до выработки интернациональных стереотипов (моделей) поведения, особенно у отдельных групп населения (молодежи, горожан и др.) в силу их мобильности, типов  (видов) и форм расселения и т.п.

В системе обычного и семейного права чеченцев этикет занимал важное место, причем особый интерес для исследования представляют нормы поведения, связанные с взаимоотношениями членов семьи и  общества в различных жизненных ситуациях. К сожалению, в этнографии вайнахов исследование традиционных норм поведения (морали) и форм общения на конкретном этнографическом материале до сих пор не получило должного освещения в этнографической литературе, хотя ряд дореволюционных авторов так или иначе затрагивали вопросы, связанные с вайнахским «горским этикетом» как в семейном, так и в общественном быту С.М. Браневский, Л.Я. Люлье, И.О. Карлгоф, Ф.И. Ленетович, К. Ф. Сталь и др.).

Здесь мы попытаемся описать и проанализировать некоторые традиционные формы общения у вайнахов в XIX- начале XX в. Работа написана базе полевых этнографических материалов, собранных на протяжении ряда лет в различных районах Чечни и Ингушетии, а также на основе литературных и других материалов. Статья, конечно, не исчерпывает всех вопросов, связанных с традиционным этноэтикетом вайнахов, а скорее определяет круг  проблем,  которые следует решить в будущем.

Изучение вайнахского этноэтикета в некоторой степени можно и условно разделить на такие проблемы:

- этика труда, где рассматриваются нормы поведения и особенности межличностных отношений в период сельскохозяйственных работ;
- некоторые особенности распределения трудовых обязанностей в вайнахской семье в период сельскохозяйственных работ;
- формы и виды общественной взаимопомощи («белхи») и т.п.;
- этика проведения досуга, будней и разного рода праздников у вайнахов («синкъерам» - вечеринка, «хийист» - свидание у родника и др.), куда, естественно, входят и нормы поведения молодежи разных полов; здесь же следует обратить внимание на соотношение обрядов в этноэтикете, на вопросы гостеприимства, этики застолья и т.п.
- этика взаимоотношений представителей разных поколений (авторитет стариков в семье и в обществе, дифференциация форм приветствий и прочих форм традиционного поведения);
- этика внутрисемейных отношений (разных половозрастных групп и др.).

Термин «формы общения» в данной статье означает различные формы и способы коллективных контактов, которые имеют традиционные повторяющиеся признаки, т.е. сопровождающие исторически сложившиеся формы групповых встреч.

Нормы поведения и формы общения входят как непременная часть в предмет этнографии общения. Как принято у других народов, в повседневной жизни вайнахов между ними существуют сложные взаимоотношения, которые, как правило, в первую очередь возникали на основе хозяйственных, родственных, соседских и прочих связей и взаимоотношений. Следует отметить, что эти и другие связи и отношения достаточно сложно переплетались, пересекались и даже в некоторых случаях вступали в противоречия. Одни виды отношений могли стать основой для вступления в другие виды взаимоотношений и развиваться, сохраняя при этом особенности посторонних линий связей. Однако вайнахи обычно четко понимали, каким видам отношений соответствуют те или иные нормы поведения. Для того чтобы выявить основу этических представлений и нормы поведения вайнахского населения в конце XIX - начале XX в., необходимо провести дифференциацию типов и видов отношений.

Внутрисемейные связи между отдельными семьями ближнего и дальнего родства следует отнести к родственным отношениям; также следует отнести к ним и отношения свойства - «захал». Другая группа - это соседские взаимоотношения, включающие в основном всех жителей данного селения, близких соседей — «уллер лулахой», общесельские.

Следует различать группы, которые связаны определенными производственными задачами (например, формы взаимопомощи - «белхи»), членов долевых объединений («цхьана тьохна бахам — тайпана бахам») по совместному владению недвижимостью (землей, мельницей и др.), а также движимым имуществом (упряжкой быков и др.). Можно также указать и на внутриобщинные отношения, складывавшиеся в среде молодежи, посещавшей вечеринки «синкъерам», родники «хийист», свадьбы «ловзар» и т.д. Следует указать и на отношения между мужчинами и женщинами разных возрастов - по отношению друг к другу, в степени родства и соседства и т.д.

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru