Культура Чечни

Туркаев Х. В.

В 1929 г. Б. Далгат издал «Материалы по обычному праву ингушей» («Известия Ингушского научно-исследовательского института краеведения». Вып. 2. Владикавказ).

В 1934 г. (посмертно) был опубликован труд Б. Далгата «Родовой быт чеченцев и ингушей в прошлом» («Известия Ингушского научно-исследовательского института краеведения». Вып. 2. Т. IV). Это было тоже значительно сокращенное издание, в плохом полиграфическом исполнении, с большими редакционными правками классово-политического (отнюдь не научного) характера. Полная рукопись этого труда Б. Далгата, к сожалению, не издана до сих пор, хотя содержит ценнейшие материалы по истории, этнографии и фольклору чеченцев и ингушей.

Все кавказоведческие труды Б. Далгата, в том числе посвященные вайнахам, получили высокую научную оценку, внесли большой вклад в историю и культуру народов Кавказа.

Вайнахский этикет

(традиционные нормы поведения и формы общения у вайнахов в XIX - начале XX в.)

З. И. Хасбулатова

Одним из основных компонентов духовной культуры любого народа в науке принято считать этнические традиции, в число которых входит и этноэтикет, или этика поведения, т.е. исторически сложившаяся система традиционных норм и стереотипов того или иного народа. «Этноэтикет, - писал один из первых исследователей этого явления у горских народов Кавказа Б.Х. Бгажников, - это система характерных для данного этноса норм и моральных предписаний ритуализированного общения в типичных, изо дня в день повторяющихся ситуациях взаимодействия».

Как принято считать в этнографической науке, этноэтикет, по-иному «традиционные стереотипы поведения», - один из важнейших показателей, который постоянно находится в поле зрения исследователей. В нормах этикета, или «правилах хорошего тона», т.е. повседневного поведения людей в быту, отражаются особенности бытовой культуры каждого конкретного народа, его обыденное сознание, конфессиональные и этнопсихологические установки, сложившиеся порой еще в далекой древности и в своей основе сохраняющиеся до сих пор.

В отечественной литературе разработкой вопроса о национальных аспектах или традиционных нормах стереотипов поведения того или иного народа в последние годы занимался ряд исследователей, давших несколько определений этого понятия. В первую очередь следует назвать А.И. Першица, в значительной степени обобщившего литературные источники по данной проблематике, причем обзор и анализ этих источников позволили ему выделить ключевые определения этноэтикета. Значительный вклад в изучение вопросов этноэтикета внесли такие ученые-кавказоведы, как Б.Х. Бгажников, А.И. Мусукаев, Ш.Д. Инал-Ипа, А.К. Байбурин, Е.А. Резван, С.А. Арутюнов, А.М. Решетов, М.Н. Серебрякова и др.

Здесь мы попытаемся показать морально-нравственные основы вайнахского этикета, формы традиционного бытования в прошлом, его особенности в настоящем и т.д. Передаваясь из поколения в поколение, традиционные нормы народного поведения практически имели отношение ко всем сторонам социальной жизни общества: рождение и свадьба, трудовая деятельность, повседневное общение в семейном быту и труде, общественное поведение, формы досуга и др. Как правило, базируясь в своей основе на общественной морали и общественном мнении, они не регулировались конкретными юридическими установлениями, но были порой более прочными, чем последние.

Вся совокупность этикетных норм поведения у любого народа строится на представлениях этого народа о некоем положительном образе «идеального члена» своего общества в определенное время,  в определенной обстановке и в определенной роли. И этот собирательный, исторически сложившийся образ идеального «мифологизированного» человека» того или иного этнического сообщества как бы навсегда запечатлелся в сознании каждого члена данного общества. Таким образом, речь идет о том, что у каждого народа исторически складывается и существует свой эталон поведения, а нормы национального этикета предписывают члену общества следовать по данному эталону в каждой конкретной ситуации. Все это в совокупности называют «правилами хорошего тона».

Естественно, у разных народов, как и у вайнахов в том числе, этот эталон различен, проистекая из образа жизни, господствующего уклада, моральных и этических представлений данного этноса об отношении к противоположному полу, старшим и младшим, друг к другу, понятий о добре и зле, хорошем и плохом, мужестве, героизме, честности, их антиподах и т.д. У любого народа, как известно исторически складываются как бы писаные (юридически кодифицированные) и неписаные нормы «достойного поведения», несоблюдение которых встречает неодобрение и осуждение со стороны других членов общества. Несмотря на то, что нарушение норм такою шкального поведения» или «идеальной модели» поведения впрямую юридически не наказывается, они тем не менее устойчиво существовали и существуют на протяжении длительных периодов времени в той или иной этнической общности, будучи взаимообусловленными некоторыми элементами социального, этнического и конфессионального сознания.

Этноэтикет - понятие не только социальное, но и историческое, т.е. меняющееся во времени и в разные исторические эпохи, связанное в первую очередь с тем или иным типом общества (последний определяется рядом факторов, среди которых культурно-хозяйственный тип, конфессиональная принадлежность и многое другое). Изучение этнических традиций того или иного типа общества во  времени и в пространстве как особого объекта исследования дает возможность понять некоторые стороны общественного сознания,  социальной и этнической психологии, а также позволяет рассмотреть новом аспекте уже достаточно известные науке явления, включив их в систему нравственно-этических представлении и норм повседневного поведения.

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru