Культура Чечни

Туркаев Х. В.

В настоящее время мною подготовлена к печати вся рукопись этого исследования Башира Далгата. Здесь я остановлюсь на его труде, преимущественно основываясь на рукописном варианте «Первобытной религии чеченцев и ингушей».

Прежде всего важно отметить, что народная первобытная религия в русской и западно-европейской этнографической и исторической науке всегда рассматривалась как часть национальной культуры того или другого народа.

В Предисловии к своему труду о «Первобытной религии чеченцев и ингушей» Б. Далгат писал: «Хотя большинство данных относится к ингушской ветке чеченского племени, тем не менее я называю свою работу первой религией чеченцев, а не только ингушей; это я делаю потому, во-первых, что ингуши - те же чеченцы (в смысле этнографическом). Непроходимые леса и горы отделили ингушей от участия в общем течении жизни остальных чеченцев. Во-вторых, я старался собрать сведения не только об ингушах, но и о чеченцах в полном смысле этого слова, и если не мог собрать больше, то это лишь потому, что чеченцы давно приняли магометанство» (раньше ингушей).

Что увидел, чем проникся, чем восхитился Б. Далгат в первобытной религии чеченцев и ингушей? И что было столь высоко оценено и академическим кавказоведением?

Б. Далгат пишет о «проникающей насквозь все верования чеченцев неподдельной поэзии». Что касается представлений чеченцев и ингушей о загробной жизни, то Б. Далгат отметил, что религиозное верование в загробный мир и продолжение существования предков на том свете играет руководящую роль в урегулировании отношений людей друг с другом. Он убедился, что почитание умерших родных было связано с высокой нравственностью народа, поэтому и в гаком случае нравственное значение религии очень велико.

Со стороны религиозно-нравственной значимости для народа ныла важна вера чеченцев в Тарама-гения, хранителя человека. Тарам был не злым, а добрым духом. Тарамы, однако, пишет Б. Далгат, «осуждают поступки своих хозяев, одобряют их за, все хорошие или осуждают за дурные». Тогда Тарам наказывает своего хозяина и предостерегает человека от их совершения. Тарам - могущественный блюститель интересов дома, семьи, рода. Этот домашний дух-покровитель человека, по утверждению Б. Далгата, как и почитаемый предок.

У чеченцев и ингушей велико было значение - общественное и нравственное - культа домашнего очага, который сосредоточивал вокруг себя членов семьи. Он имел организующее значение. Культ очага освящал власть главы семьи. Влиянием этого культа объясняются многие институты наследственного права, например исключение женщин из наследования. С ним связаны институты усыновления, святость и неприкосновенность гостя как временного члена семьи.

Даже дух пещеры, в которого верили чеченцы, свято соблюдает обычай гостеприимства, и по народным мифам и легендам, духи пещер не дадут никому обидеть гостя!

Культ домашнего очага делает невозможной месть за смерть родственника родственнику и налагает священную обязанность мести инородцу за каждую каплю крови члена семьи и рода. Хотя надо сказать, что в чеченском народе (и не только) были выработаны и действовали средства избавления от кровной мести (например, если убийца прикасался губами к груди матери им убитого, он тогда становился молочным братом). Убийца освобождался от кровомщения и так: схватившись за надочажную цепь, он становился под защиту святого очага. Еще был способ избежать мести кровнику: убийца приходил на могилу им убитого с повинной головою, в полном отчаянии вымаливал у Бога прощение. С кающимся были и его старики, родственники, и они убеждали родственников убитого простить убийцу.

Любопытны и формы присяги, например, при взыскании долга с должника (так на могиле предков виновника убивали собаку, которая, по народному верованию, шла в пищу предков. Этого страшно боялась виновная сторона и полностью признавалась в совершённом дурном проступке).

Б. Далгат не только пишет, но и восхищается живой картиной одухотворенной природы у чеченцев и ингушей: Водяной дух, или Мать Вод - Хинана, живущая в горных ручьях, сочувствует людям и предупреждает их о бедствиях. Но этот же дух мстит за неблаговидные поступки людей. По легенде, были превращены в камни мать и дочь, которые стирали грязные пеленки в хрустальном оз. Галанчож.

А Мать вьюг, богиня Дадза-нянильг, сидящая на вершине Казбека, охраняет свое обиталище. Она не любит, когда человек нарушает тишину гор, шумит, курит трубку и т.п. Тогда она мстит ему, посылая горы снега и льда, или сбрасывает его с кручи.

Наконец, Б. Далгат уделял особое внимание так называемым патронам-богам более мелкого и всенародного значения. Эти патроны-боги играли огромную руководящую роль как в личной, так и в общественной жизни ингушей и чеченцев. Перед этими святыми-патронами - все они братья, и все равны. Таковы Кумир Галь-ерда, покровитель детей и плодородия скота; он не имеет олицетворения и считается духом. Или Мель-ерда, покровитель плодородия хлебов. А Молдзы-ерда подобен Аресу: на войне он идет впереди войска и несет победу людям. А еще божество-святой Тушоль, признаваемый всеми чеченцами. Женщины вымаливают у него сыновей, ему как и другим богам, приносили жертву. Он - дух, помогающий тем, кто его почитает, кто страдает в жизни и бедствует, однако он и наказывает за непослушание. А бог Елта (хлебное зерно) - покровитель охоты, урожаев. Он тоже наказывает за непослушание (например, если охотник убивает больше дичи, чем ему разрешено).

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru