Культура Чечни

Туркаев Х. В.

Б. Далгат был незаурядно одаренным и очень трудолюбивым человеком. Уже в годы учебы проявились его выдающиеся способности: он выделялся как филолог и математик. Так, он принимает активное участие в семинаре замечательного учителя Ставропольской гимназии Николая Лопатинского. На своем семинаре он обучал горцев, среди которых, помимо Башира и других, в 80-90 годах XIX в. были и чеченцы (Ахрыгов из с. Гойты и Хантыгов из Басуноевского), не только новому усларовскому письму. Он приучал своих учеников записывать на родных языках народные обычаи, сказания, песни, пословицы, сказки, т.е. материалы, весьма ценные для изучения культуры горцев Кавказа, их истории, литературы, языка, фольклора и филологии вообще. Лопатинский был последователем крупного русского ученого барона П.К. Услара. Для многих горцев Кавказа он разработал передовую по тому времени письменность. Она была создана на основе русской графики с применением особых диакритических знаков: лингво-фонетических и морфологических, передающих особенность национальных горских языков Кавказа. Услар создал ряд грамматик с текстовыми приложениями. Это, например, даргинская (хюркилинская), аварская, кюринская, табасаранская, чеченская и др.

Башир Далгат в 1886-1887 гг. впервые применил алфавит П.К. Услара к текстовой фиксации. Он записывает в ауле Ураха даргинский фольклор, в том числе и песни прославленного певца, поэта-лирика Омарла Батырая, брата своего деда, ученого-арабиста Сулейман-Кады оглы. В то же время Б. Далгат собирает и записывает обычаи даргинцев. Свою работу «Обычное право даргинцев в прошлом» он посылает в отдел этнографии Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии и получает сообщение: «Ваша работа по этнографии Кавказа... найдена весьма обстоятельною и интересною, вследствие чего Отдел просит Вас продолжить исследования». В 1888 г. Б. Далгат записывает 12 цудахарских песен у знаменитого даргинского певца и поэта Хаджи. Записи (с помощью усларовского письма) великолепных образцов дагестанского народного творчества были опубликованы Б. Далгатом (национальный текст и литературно-адекватный перевод на русский язык) в «Сборнике описания местностей и племен Кавказа» (вып. XIV). В переводе даргинской песенной поэзии Б. Далгат проявил свои замечательные поэтические способности. Благодаря высоким филологическим достоинствам эта публикация (более 100 страниц) получила заслуженное признание в науке как классическая (на нее ссылался академик А.Н. Веселовский, она есть в списке кавказоведческой литературы, приготовленном для Л.Н. Толстого. Не раз упоминается в лингвистических трудах, в том числе у знаменитого лингвиста Н. Трубецкого и др.).

По окончании Ставропольской гимназии в 1889 г. Б. Далгат поступил сначала на физико-математический факультет СПб. университета, где учился весьма успешно, но затем по гуманитарным соображениям (быть ближе к народу) перешел на юридический факультет. В университете Б. Далгат получил широкое образование, он, помимо юридической специальности, прослушал курсы на вечернем факультете по химии у выдающегося русского ученого Д.И. Менделеева, по физике у профессора Хвольсона, по математическому анализу у знаменитого Маркова, по астрономии у профессора Глазенама. Б. Далгат слушал курсы на факультетах историко-филологическом, географии, антропологии (у профессора Э. Петри и др.), этнографии, общей истории, логики и истории философии, изучал труды Куно Фишера, Спинозы, Лейбница, Канта, Гегеля и др. Б. Далгат в совершенстве знал латынь, греческий и французский языки, читал и выступал на этих языках. Он знал, помимо родного даргинского, и другие кавказские языки, изучив, когда это ему понадобилось, и вайнахский. Именно в университете Б. Далгат сформировался под влиянием выдающихся русских ученых как кавказовед. Важно сказать, что кавказоведение русской академической науки имело огромное значение в области изучения культуры так называемых «инородцев».

Знакомству с этнографией, религиозными верованиями, народной словесностью горцев Кавказа представители русской академической науки придавали не только научное, но и государственное значение.

Б. Далгат посвятил себя изучению жизни, быта и фольклора кавказских горцев под непосредственным влиянием таких светил русской науки, как Э. Петри, В. Миллер, М. Ковалевский, Д. Анучин, Н. Харузин, и лучших западных ученых.

Будучи еще студентом университета, но уже имея определенный опыт в собирательской работе в области фольклора и этнографии, Башир Далгат проявляет особый интерес к изучению древней духовной и материальной культуры чеченцев и ингушей. Он не только досконально изучает всю имеющуюся кавказоведческую литературу о вайнахах, но, не довольствуясь этим, в 1891-1892 гг. предпринимает продолжительные экспедиции в горную Чечню и Ингушетию.

Во время своих экспедиций Б. Далгат приобрел, помимо общих научно-теоретических знаний о чеченцах и ингушах, и знания об их внутренней, духовной жизни. Он изучал их жизнь, быт и права, ходил по аулам, беседовал с природными горцами, присутствовал на языческом празднике ингушей на горе Мятцели (т.е. Столовой горе) с обрядами жертвоприношений, молитвами жрецов. Ему посчастливилось войти в особое доверие (если не сказать дружбу) с такими большими знатоками и носителями древней религии, обычаев и народной поэзии, как столетний старик-ингуш Казбык Казиевич Хабиев-Буржаев из с. Эрзи и старик-жрец Мятцели, 60-летний Ганыж Абиевич Колигов-Фалханов из с. Фалхан. Все свои наблюдения и знания о чеченцах и ингушах Б. Далгат доводил до высокой научной аудитории, делая доклады и читая рефераты (например, он прочитал 28 февраля 1894 г. реферат на заседании Русского антропологического общества при СПб. университете на тему «Происхождение, организация и разложение агнатического рода у чеченцев и ингушей» (рукопись хранится в моем архиве. - У.Д.). Этот реферат получил высокую оценку русских маститых ученых. Он не только вникал, но с абсолютной точностью и достоверностью фиксировал весь полевой материал, воспринимал и чувствовал его сердцем природного горца, восхищаясь всем, с чем ему приходилось знакомиться. В своем труде о первобытной религии чеченцев, который был представлен студентом-выпускником в Испытательную комиссию на юридическом факультете СПб. университета в 1895 г., Б. Далгат получил самый высокий балл («весьма удовлетворительно») со стороны крупных русских ученых - антропологов, правоведов, историков религии, знатоков устной народной словесности, таких, как Э. Петри, С.А. Бершадский, И. Дювернуа, Д. Анучин. За этот труд Далгату присудили диплом высшей категории и ученую степень кандидата прав, что было редким исключением для дипломников. Эта работа только частично (одна треть общего объема) была опубликована в 1893 г. в г. Владикавказе в «Терском сборнике» (вып. III, кн. 2). Целиком работа нигде не публиковалась, хотя из «Терского сборника» немецким ученым А. Дирром она была переведена на немецкий язык и издана за рубежом (Antropos Band III. 1908. Heft 4. A. Dirr. Die alte Religion der Tschetschen).

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru