Значительный слой вайнахской лексики фиксируется и в осетинском языке:
осетинский язык вайнахский язык
сиск - горный ячмень сое - рожь, сискал - чурек
гада-хъад — стебель, ствол гад—стебель
тар-итар - женская грудь тIар - грудь, сосок
арц - копье урс - нож
барам - мера барам - то же
Верховный бог осетин Хуцау близок вайнахскому языческому богу Ц1у, Ц1иу, Щиво, Щуув. Убедительные примеры параллелизма названных божеств приводит профессор Б.А. Алборов. Сравните: Галйерда, покровитель деторождения; Далимон - подземный дух; Дела-дяла-дейла - главный вайнахский бог и др.
Переселившиеся в Осетию ингуши, по мнению Б.А. Алборова, принесли с собою и часть топонимики. Поэтому в зависимости от того, откуда переселились эти беженцы, они называли себя "ломар", или "ламуар", или "ламур" - "горец".
Русско-вайнахские языковые связи, установившиеся до вхождения Чечни и Ингушетии в состав России, обладают своей спецификой, отличной от общих закономерностей.
Взаимодействие языков народов Северного Кавказа с русским языком ограничивается лексическим уровнем. Однако связи вайнахов с Русью уходят в глубь истории. Так, ко второй половине ХП в. относятся отдельные факты, свидетельствующие о некотором знакомстве населения Чечено-Ингушетии с представителями Северо-Восточной Руси — о пребывании будущего мужа грузинской царицы Тамары русского князя Юрия (сына Андрея Боголюбского) на Сунже.
Не исключено, что вайнахи участвовали в знаменитом походе Святослава в 965 г., когда последний "по Каспийскому морю добрался до Семендера (Хазарское царство. — И.А.) и, опустошив его, двинулся вдоль Кавказа на Запад".
Не случайно поэтому, что в отличие от адыгских и осетинских языков лексические свидетельства древнерусско-вайнахских языковых контактов показывают, что они носили опосредованный (через посредство соседних языков) характер, что видно из древнерусских по происхождению лексических элементов вайнахских языков: ис-тинг - ковер - др.-русск. -стягь - стяг - снятая с животного шкура; бурам - паром - герка; др.-русск. - герванка.
Судьба малых народов Северного Кавказа позже волновала А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.И. Полежаева, А.А. Бестужева и других русских писателей. Не случайно вспоминаются слова аварского поэта Расула Гамзатова:
Нет, не смирились и не гнули спины
И в те года, и через сотни лет
Ни горские сыны, ни их вершины при виде генеральских эполет.
Ни хитроумье бранное, ни слово
Здесь ни при чем:
Я утверждать берусь
Не Русь Ермолова нас покорила –
Кавказ пленила пушкинская Русь.
В заключение хотелось бы отметить роль вайнахских языков в доказательстве автохтонности вайнахских народов. О древности заселения нынешней территории вайнахов говорят собственно нахские названия местной флоры и фауны, ландшафта, топонимы и гидронимы. По мнению ученых, вайнахи локализуются на нынешней территории с IX в. до н.э.
Известно, что империя Урарту просуществовала с IX в. по VI в. до н.э. А предки нахов, безусловно, входили в состав этой империи, территория которой простиралась от Армянского нагорья до Северного Кавказа. Нахские языки, как известно, проявляют сходство с урартскими языками.
Наука не знает других народов, обитавших на данной территории до нахов.
Вклад ученого в популяризацию древней обрядово-вербальной культуры вайнахов
(к 130-летию Б.К. Далгата)
У. Б. Далгат
Башир Керимович Далгат был выдающимся просветителем, видным ученым в области этнографии, этнологии, антропологии, фольклора народов Кавказа, известным правоведом и общественным деятелем.
Башир Далгат родился 5 ноября 1870 г. в с. Урахи Даргинского округа в семье ученого-арабиста (алима), убитого кровниками, когда Баширу было 2-3 года. 8-9-летнего мальчика из горного аула Дагестана в г. Владикавказ взял его родной дядя Магомет (он же молла Магомет) Далгат. Магомет Далгат первым из даргинцев получил в XIX в. высшее медицинское образование в России, а затем в Германии, а после окончил Медико-хирургическую академию в Санкт-Петербурге.
Доктор медицины Магомет Далгат был дважды на арабском Востоке: был в Хадже, в Мекке, а также боролся с чумой в районах Красного моря, был награжден высокими орденами, дослужился до чина статского советника (впоследствии член IV Государственной думы от Дагестана и Закаталыкского округа).
Магомет Далгат определил своего родного племянника Башира и Ставропольскую классическую гимназию на казенный счет. Эта гимназия, созданная российским правительством для горцев Кавказа, стала прогрессивным центром культуры и просвещения. Из нее вышли многие образованные горцы, которые потом поступили в различные российские высшие учебные заведения.