Культура Чечни

Туркаев Х. В.

В заповедной чаще леса
Взял он древний шепот листьев,
У змеи он взял шипенье,
Взял у птицы сладкий щебет,
У цикады - стрекотанье,
У ручья - певучий лепет.
Ими речь свою украсил
И гортанный влил их говор.
Тот, что вынес издалека».

Менее древние связи вайнахских языков прослеживаются с албанским языком. Произведения античных писателей и географов, древние армянские рукописи, а также средневековые арабские источники сообщают много интересного и загадочного о некогда существовавшем в Закавказье Албанском государстве. Оно занимало территорию Азербайджана, Дагестана и Чечено-Ингушетии, охватывая северо-восточную часть современной Грузии, в основном Кахетию.

Данные древних греческих, римских, византийских, армянских, грузинских и арабских источников, посвященных истории и культуре Албании, относят ее существование к VI в. до н.э. — VII в. н.э., вплоть до завоевания Закавказья арабами.

Довольно ценные источники античных авторов (Плиния, Птоломея, Плутарха, Страбона) дают определенное представление о государственности албанцев. О культурно-экономическом положении и могуществе этого государства говорят археологические памятники и сообщения о войнах против римских консулов Лукулла, Помпея, Антония. Так, например, в период первого похода Помпея в Закавказье в 65 г. до н.э., когда он, преследуя понтийского царя Митридата, столкнулся с албанцами, албанский царь Оройс выставил против римлян войско в 40 тыс. человек.

Переписка албанского царя Оройса с Гнеем Помпеем, о которой говорят римские источники, подтверждает мнение ученых о наличии у албанцев письменности. С проникновением христианства в Албанию армянским просветителем Месропом Маштоцом был составлен алфавит на основе наречия гаргарейского.

По мнению известного советского историка Е.И. Крупнова, гаргары Албании - предки ингушей, ибо слово "гаргар" (чеченское "гергара") на ингушском означает "соседний, близкий, родственный". Известный нахский исследователь профессор Ю.Д. Дешериев название страны Албания связывает с современным названием сел в Ахметовском районе Грузии - Верхние и Нижние Алвани. Они располагаются на Алванском поле, приблизительно на том месте, где встречались войска Помпея и Оройса. "По преданию бацбийцев, -пишет Ю.Д. Дешериев, — рассматриваемое поле получило свое название в связи с тем, что там была резиденция какого-то царя, феодала или князя: от бацбийского слова — "ал" (бац, ала, чеч, эла, инг. — аьла—князь, феодал и "в-а" — есть).

Таким образом, слово "ал-в-а-н" означает князь (феодал). Существует мнение, что древние греки "слово албан произносили как алван". Большой слой грузинской лексики (в вайнахском языке до 500 слов) говорит о тесной нахско-картвельской связи, далеко уходящей в глубь истории. Согласно сборнику исторических сочинений грузинского народа "Картли Цховреба" и сведениям грузинского летописца IX в. Леонти Мровели, эти взаимосвязи начались с конца I тысячелетия до н.э. В этих исторических документах нахи именуются дзурдзуками, страна которых локализуется на территории Ингушетии, - Дзурдзукетия. По этим же источникам, первый грузинский царь Фарнаваз (III в. до н.э.) был женат на дочери дзурдзукского властелина. Впоследствии его сын Саурмаг использовал в борьбе с восставшими против него эриставами (князьями. - И.А.) отряды дзурдзуков (вайнахов. - И.А.) и, разгромив их, при их помощи утвердился на престоле. В I в. до н.э. дзурдзуки принимают участие в войне с политическими противниками Иберии, в конце VI в. правитель Картли (часть Восточной Грузии) Гурам нанимал дзурдзуков и вел военные операции против персов в районе Адарбагадана.

"Между народами Северного Кавказа и Закавказья с древнейших времен существовали тесные взаимоотношения, — пишет академик Н. Бердзенишвили. — Они продолжали быть и тогда, когда политически и экономически могущественная феодальная Грузия в одинаковой степени стремилась укрепить существующие взаимоотношения с северными соседями... дзурдзуки и глигвы все больше и больше принимают участие в создании одной феодальной монархии, так как народы Северного Кавказа не могли оставаться в стороне от исторического процесса. Последний период царствования царицы Тамары характерен тем, что все племена Северного Кавказа и Закавказья становятся вассалами Грузии и находятся под ее сильным культурным влиянием".

Замечательны храмы, некогда построенные грузинскими христианскими миссионерами. Среди них выделяется своей оригинальностью храм Тхаба-ерды (VII в.), находящийся в Ингушетии. Здесь в конце XIX в. еще хранилась рукопись - Псалтырь на грузинском языке, которая в 1927 г. была передана на хранение в Ленинград. Более древнее влияние испытывают, по мнению академика Н.Я. Марра, "грузинированные племена чеченского народа", т.е. пшавы, хевсуры, тушины. Об этом говорит и лингвистический анализ этнонимов "пшавы" и "хевсуры", где пша - по-бацбийски "лед" (ср. ингуш, ша), пшавы -буквально "ледовики", т.е. племя, проживающее у ледников, хевсуры - войско, стражники ущелья (ср. ингуш, хе, хев - ущелье, сур - войско; ср. также ингуш, сурхо - воин).

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru