Подобного по размерам и первоклассному оборудованию рабочего Дворца культуры в те годы не было на всем Северном Кавказе. Один только Большой зал (а всего их во Дворце пять) вмещал до тысячи зрителей. Триста тридцать разнообразных помещений были предназначены для проведения общественно-политической и культурно-просветительной работы. Мягкая мебель, ковры с яркой расцветкой на лестничных пролетах, репродукции картин великих мастеров живописи на стенах — все это радовало глаз, располагало к проведению культурного досуга.
Построенный в Заводском районе города, среди нефтяных заводов, Дворец культуры имени В. И. Ленина с первого дня своего возникновения стал для рабочих и инженеров, всего населения вторым домом. Сюда приходили после работы послушать интересную лекцию, поиграть в шахматы, посмотреть новый кинофильм, потанцевать, просто встретить друзей. Обстановка доброжелательности, разнообразие форм занятий привлекали сюда сотни рабочих и служащих. ДК стал центром организационной и культурно-просветительной работы. Здесь проходили фактически все торжественные собрания заводчан, чествования знатных рабочих, семейные вечера, празднования знаменательных дат и юбилеев. Неизменным успехом пользовались выступления русского народного хора, участников оперной студии, духового и эстрадного оркестров. В апреле 1941 года Дворец отметил свое первое десятилетие, а через несколько месяцев грянула война. На второй день вероломного нападения фашистской Германии на нашу страну перед зданием ДК на митинг собрались тысячи жителей района. С балкона Дворца с пламенными патриотическими речами выступали партийные руководители. Общее горе и ненависть к врагу еще больше сплотили людей, и, слушая выступающих, каждый из них, стоя на площади перед Дворцом культуры, давал присягу на верность Родине. Впервые за много лет здесь не звучал смех, не слышались шутки. Обычные житейские заботы ушли на второй план и уступили место одному, главному, чувству — исполнить свой священный долг перед Отечеством, отдать все силы для победы. С первых дней войны здание ДК было переоборудовано в самый большой в городе военный госпиталь: количество раненых достигало здесь 1800 человек.
Трудно передать словами тот патриотический подъем, который владел тогда людьми, связанными с жизнью госпиталя. Именно он позволял врачам и медсестрам, трудившимся на пределе своих физических возможностей, простаивать по 16-18 часов в сутки у операционного стола, недосыпать ночей, работать с высочайшей нагрузкой. Линия фронта проходила незримо и здесь. Каждый делал все, что от него зависело, чтобы приблизить желанный день победы.
По законам военного времени в госпитале была введена светомаскировка. Внешне, со стороны, здание выглядело совершенно мертвым, а внутри, в больничных палатах кипела жизнь. Многим врачам, специалистам различных медицинских служб пришлось переквалифицироваться. Вчерашние терапевты и педиатры становились хирургами, настойчиво и упорно осваивали новые для себя виды операций. Здесь, в тылу, они совершали свой будничный воинский подвиг. Среди них были врачи Н. А. Радов, А. В. Воронцов, С. А. Гольдштейн, В. В. Сазонова, А. А. Черкашина, Е. М. Московская, Б. А. Якубовская, Я. М. Фрахтман.
«Все - для фронта, все - для победы!» - таков был лозунг, под которым жила страна в эти годы. Под этим лозунгом жил и госпиталь. Директора нефтеперерабатывающих заводов находили возможность удовлетворять малейшую просьбу, если с ней обращались медики: присылали слесарей, плотников, электриков, когда это было нужно.
Но, пожалуй, самой интересной страницей в истории госпиталя было то, что все эти годы медицина и искусство шли рука об руку - как-никак госпиталь размещался в здании бывшего Дворца культуры. И хотя больничные палаты выглядели не совсем по-больничному, зато была сцена, был занавес,- одним словом, то, что само собой предполагало выступление артистов. И они выступали в переполненном госпитальными койками зале постоянно: начиная от любителей - школьной художественной самодеятельности, женщин, посещавших до войны драматический, танцевальный, вокальный кружки Дворца, - до ансамбля русской песни и пляски Грозненской филармонии, прославленного ансамбля «Ромэн», знаменитых актеров МХАТа О. Л. Книппер-Чеховой и М. М. Тарханова, которые разыгрывали здесь небольшие водевили. А Ольга Леонардовна читала чеховские рассказы. Один из них — «Шуточка» — пользовался особенной популярностью у раненых бойцов. На сцене госпиталя гастролировал Ростовский драматический театр. Сюда приезжала В. Пашенная, приходили артисты Грозненского цирка. Взрывы хохота сопровождали появление дрессированного австралийского попугая, который отчетливо произносил: «Здравствуйте, товарищи! - немного помолчав: - Поправляйтесь, товарищи! - и через короткую паузу: - Будем бить фашистов, товарищи!»
Незабываемое, суровое время! Но и в эти тяжелые для Родины дни и ночи сердце Дворца культуры имени В. И. Ленина, превращенного во временный военный госпиталь, не останавливалось. Он жил. Он действовал.