Грозный

Кадиев Д. А.

В 1922 году особая комиссия закончила свою работу по изысканию и изучению вопроса снабжения города питьевой водой из Алдынских источников. В комиссию входили крупные геологи Н. Р. Линдроп, В. А. Сельский и К. А. Прокопенко. Новый водопровод быстро запроектировали, в 1925 году развернулось его строительство. Автором разработки стал инженер П. А. Филонов. В его проекте впервые применены для главного водовода деревянные трубы большого диаметра — около двух метров. В 1927 году жители Грозного уже пили чистую, вкусную, холодную воду из родников Черноречья.

Более полувека назад, в 1932 году, строительство водопровода было окончательно закончено, деревянные трубы заменены стальными. Для его перехода через Сунжу был построен железобетонный виадук, в центре города, в сквере, сооружена красивая ажурная тридцатиметровая водонапорная башня (ее разобрали в первые дни войны, чтобы она не могла служить ориентиром для вражеской авиации). Водопровод в сутки подавал 150 тысяч кубометров воды, питал население города и промышленность.

Пуск трамвая

Более семидесяти лет назад, в марте 1932 года, во всю мощь развернулись грандиозные работы по реконструкции грозненской нефтяной промышленности. Город стал крупнейшим промышленным центром на Северном Кавказе с населением в 205 тысяч человек. Численность рабочих за два года резко увеличилась. Около 25 тысяч рабочих, занятых на строительстве и эксплуатации предприятий Заводского района, проживали в городе и были оторваны от места работы на 5—12 километров. Средства передвижения, которыми располагал город, были так незначительны, что не справлялись с переброской людей. Решить проблему транспортировки людей в то время мог только трамвай.

В 1932 году на развитие и реконструкцию коммунального хозяйства и окончание строительства первой очереди трамвайной линии Грозному было выделено 21 млн рублей. Первая очередь трамвайной линии соединяла город с Заводским районом, ее протяженность была 18,5 километра, сметная стоимость — 1 млн 850 тысяч рублей. Сюда входило строительство электроподстанции, депо механических мастерских. Срок окончания стройки запланировали на конец года.

Строительство линии проходило в чрезвычайно сложных условиях, особенно трудно было с материалами. Шпалы приходилось заготавливать хозспособом в лесах Майкопского округа, изношенные рельсы, негодные для железной дороги, собирали на всем железнодорожном пути от Грозного до Ростова. Трамвайные мачты делал завод «Красный молот» из бракованных труб-свечей, разбросанных по буровым нефтепромыслам.

Самое активное участие в строительстве трамвайной линии принимала общественность города. Немалый вклад внесла комсомольская организация — на стройке работали 14 комсомольских ударных бригад. Работы велись круглосуточно, строители взяли на себя обязательство завершить объект досрочно. И они выполнили его 2 ноября 1932 года, рапортовав о сдаче трамвайной линии в эксплуатацию.

6 ноября на торжественном заседании пленума горсовета был оглашен список премированных за ударную работу. Вручались Почетные грамоты горсовета, денежные премии от двухсот до пятисот рублей и бесплатные билеты для проезда на трамвае в течение года.

7 ноября, по окончании праздничной демонстрации, у здания обкома партии состоялся митинг. Его открыл председатель горсовета X. П. Чернокозов. Он и разрезал ленту, перегораживающую трамвайные пути. Перед собравшимися прошли в разные стороны 16 трамвайных вагонов, из их окон выглядывали радостные лица детей, которые размахивали красными флажками.

Пуск трамвая, связывающего город с крупнейшим промышленным районом, имел огромное значение. Он стал одним из самых ценных подарков грозненцев пятнадцатой годовщине Октябрьской революции.

Полвека даты разделяют...

Март 1981 года войдет в историю страны как дата XXVI съезда КПСС. Сегодня мне хочется вспомнить март 1931 года. Именно тогда грозненские нефтяники доложили Центральному Комитету партии и Советскому правительству о досрочном выполнении первой пятилетки — за два с половиной года. 1 марта 1929 года началось массовое соревнование и ударничество на промыслах и заводах «Грознефти». Его зачинателями стали старопромысловские нефтяники.

После июльского (1929 года) пленума Чечено-Ингушского обкома ВКП(б), принявшего решение «О дальнейшем развертывании социалистического соревнования и ударничества», уже в августе оно охватило все предприятия «Грознефти». Каждый день приносил новые победы: в два раза и более перекрывались существующие нормы выработки. И вот тогда впервые появилось предложение досрочно выполнить план пятилетки.

На нефтеперерабатывающих заводах технически устаревшую кубовую первичную переработку нефти полностью заменили мощными трубчатками. Для вторичной переработки нефтепродуктов впервые в Советском Союзе построили одиннадцать крекинговых установок. Вступили в эксплуатацию парафиновый и второй газолиновый заводы, Туапсинский нефтеперегонный завод, был создан большой резервуарный парк, закончен и пущен нефтепровод Грозный—Туапсе.

В марте 1931 года грозненские нефтеперерабатывающие заводы заняли первое место в стране по выработке бензина, а добыча «черного золота» достигла 36 процентов от всей добываемой в стране нефти. 31 марта 1931 года Президиум ЦИК Союза ССР за самоотверженность в труде рабочих, инженерно-технических и административно-хозяйственных работников «Грознефти» наградил грозненскую нефтяную промышленность высшей наградой страны — орденом Ленина. Такой же высокой награды были удостоены 35 ударников, активно участвовавших в досрочном выполнении первой пятилетки.

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru