Грозный

Кадиев Д. А.

Здесь, в депо, был построен бронепоезд. Организовали постройку бронепоезда машинист И. М. Зейликович и весовщик станции Н. М. Харьковский. Машинистом паровоза стал В. С. Коростылев. В последние дни августовских боев основная часть вокзала сгорела от обстрела вражеской артиллерией. После Гражданской войны и установления в Грозном советской власти сгоревшее здание вокзала было реставрировано.

Говоря об истории станции Грозный, нельзя не упомянуть о роли грозненских железнодорожников в революционном движении пролетариата, о бесстрашной дочери чеченского народа сестре милосердия Петимат Арсановой. Им, героям Гражданской войны, поставлен обелиск на братской могиле рядом с нынешним Дворцом культуры имени Н. К. Крупской.

Завтрашний день вокзала видится пока в макете. В ближайшие годы, в соответствии с Генеральным планом реконструкции Грозного, современное здание станции будет воздвигнуто рядом с нынешним.

Средняя школа №13

Это здание было построено по проекту инженера И. В. Рябикина в 1902 году. Соорудили его на углу улицы имени И. И. Сафонова и бывшей площади Дровяного базара. Назвали размещенное в нем училище в честь великого русского поэта А. С. Пушкина. По тем временам это было обширное и благоустроенное здание. Со дня основания училища в нем работали преподаватели К. И. Бакрадзе и В. И. Гриднев, люди опытные, знающие, много отдавшие воспитанию детей.

Пушкинское училище закончили Н. Ф. Гикало, М. К. Левандовский, участники Стодневных боев В. С. Бутенко, И. М. Коршунов, крупный ленинградский архитектор М. С. Абрамович, лауреат Ленинской премии хирург Ф. П. Хитров и другие.

С 1951 года в этом здании размещена средняя школа № 13.

История развития иллюзионов города Грозного

15 мая 1850 года за форштадтом крепости Грозная, севернее территории, ныне занимаемой заводом «Красный молот», открылась первая ярмарка. С тех пор, вплоть до 1917 года, ярмарка в Грозном собиралась каждую осень. В 1908 году на ярмарочной площади был построен большой дощатый балаган. На его фронтоне укрепили украшенную трехцветными флагами вывеску: «Иллюзион модерн».

Задолго до открытия ярмарки заборы города запестрели расклеенными на них афишами, приглашающими горожан посетить и посмотреть «живые картинки». 4 октября 1908 года, в первый же день работы ярмарки, под звуки духового оркестра состоялось открытие первого в Грозном иллюзиона. Высокие цены на билеты не остановили публику, заставленное лавками помещение иллюзиона быстро заполнилось зрителями.

Сеанс состоял из трех частей и длился сорок минут. Гас свет, и под сопровождающие звуки пианино на экране появлялся цветастый петух, над ним надпись: «Фирма Пате». Под петухом возникал еще один титр: «Пате все видит, Пате все знает». Потом петух исчезал, начинался показ. Первая часть картины посвящалась хронике мира, вторая была видовая, третья - простенькая короткая комедия.

В иллюзионе все фильмы были производства иностранной фирмы Пате. Несовершенство аппаратуры, неравномерная подача электротока движком сказывались на кинокартине: она то темнела, то бледнела, то становилась слишком замедленной. Лента часто рвалась, в помещении стоял дым от курева. Но, несмотря на все эти недостатки, зрители уходили довольные, восторженные. Весь ярмарочный сезон с утра до вечера сеансы проходили при полном аншлаге.

Вскоре грозненский цирк шапито - филиал братьев Труцци, что размещался на правом берегу реки Сунжи, где ныне гостиница «Чайка»,- для поднятия сборов ввел в программу аттракциона показ пятнадцатиминутного комедийного фильма «Дурашкина».

Как грибы, в центре города вырастали дощатые, неотапливаемые иллюзионы, которые потом стали называть синематографами, затем кинематографами. Первый из них - «Аквариум» - был построен купцом Шабасоном в городском саду. Между предпринимателями шла ожесточенная конкуренция и борьба за «доходное место» - месторасположение синематографа. На Дундуковской (проспект Революции) открылись рядом два синематографа – «Аполло» и «Солей», а еще чуть дальше - «Прогресс». Здесь же, на улице Комсомольской (в то время Вокзальной), в 1910 году начало строиться первое капитальное двухэтажное кирпичное здание кинотеатра «Арс» по проекту архитектора А. В. Становича. «Арс» планировался для привилегированной части населения города. На первом этаже размещалась гардеробная с гнездами для галош, фойе с ковровыми дорожками, мягкой мебелью, пальмами, механическим пианино и буфетом. На втором этаже - зрительный зал.

Вслед за «Арсом» началось строительство крупного кинотеатра «Гигант».

Полет грозненцев в мечту

24 сентября 1981 года летчиком-испытателем СССР Г. Волоховым на широкофюзеляжном самолете ИЛ-86 с грузом на борту в восемьдесят тонн на дистанции в две тысячи километров был установлен мировой рекорд средней скорости - 971 километр в час. Чтобы оценить это достижение, вернемся на много лет назад. 26 сентября 1911 года в Грозном состоялся первый полет самолета (моноплана конструкции немецкого инженера Граде), осуществленный летчиком Артемием Капланом.

На таком самолете в 1910 году на международном состязании в Гелиополисе, близ Каира, на так называемой авиационной неделе, был завоеван первый приз за скорость, равную 106 километрам в час, на дистанции в 56 километров. Корреспондент грозненской газеты «Терский край» в номере от 18 сентября 1911 года так описывает этот самолет: «Моноплан принадлежит к самой легчайшей конструкции в мире, что позволяет ему развивать неимоверную скорость — более 100 верст в час, он весит только семь пудов, зато волшебно красив и может поднять одного пассажира».

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru