Грозный

Кадиев Д. А.

Все фондовые материалы, такие, как цемент и металл, отпускались на жилое строительство в самом ограниченном количестве, продолжало оставаться в силе указание использовать на жилье местные стройматериалы, особенно для отделочных работ.

Что такое ДИТР

Грозненские старожилы сразу вам ответят, что означает аббревиатура ДИТР. А вот молодые жители города могут не знать этого. В первые годы советской власти, когда страна залечивала раны Гражданской войны, появилась острая нужда в специалистах. Часть буржуазных высококвалифицированных инженеров замкнулась в тесном кругу, занималась саботажем. Нужны были новые кадры.

В 1922 году при ВЦСПС и обкомах профсоюзов были созданы ИТС — инженерно-технические секции, в задачу которых входило: вести политико-воспитательную работу среди технической интеллигенции, повышать их квалификацию, бороться с кастовостью - за укрепление связи инженеров с рабочим классом. Уже через год в Грозненском округе около восьмидесяти процентов специалистов объединилось в ИТС. Лишь отсутствие помещения мешало как следует развернуть работу.

7 ноября 1926 года, в день девятой годовщины Октябрьской революции, на углу проспекта Революции и улицы Мира в торжественной обстановке состоялась закладка фундамента клуба инженерно-технических работников Грозненского округа. Клуб строился по проекту архитектора А. П. Ларионова. Средства ассигновал трест «Грознефтезаводы». 3 марта 1928 года он был сдан в эксплуатацию. Большой подарок получила грозненская инженерия. Клуб имел театральный зал на двести пятьдесят мест с фойе и оборудованной сценой, техническую библиотеку, комнаты для кружковой работы, буфет-столовую с прекрасной кухней и подсобные помещения. Клуб назвали Домом инженерно-технических работников — ДИТРом.

Деятельность ДИТРа возглавлял избираемый членами ИТС совет старейшин. Первым его председателем был инженер Н. Н. Надеждинский, затем Б. Шайдеров и В. А. Курашев. Широко и плодотворно развернулась в клубе политико-воспитательная и кружковая работа. Больших результатов добились драматический и оперный кружки под руководством опытного артиста Лео-Грекова, они поставили ряд спектаклей. Особым успехом у зрителей пользовались пьеса В. Маяковского «Клоп» и опера А. Рубинштейна «Демон».

Все члены ИТС включились в соревнование за выполнение первой пятилетки, они оказывали практическую помощь рабочим в рационализаторской и изобретательской работе, проводили учебу в технических кружках. ДИТР стал любимым очагом отдыха грозненской интеллигенции, здесь зародился Театр юного зрителя. В ДИТРе бывали, знакомились с его работой и выступали Г. К. Орджоникидзе, писатель А. С. Серафимович, журналист, редактор газеты «Юманите» Вайян Кутюрье, академик И. М. Губкин, Герой Советского Союза М. В. Водопьянов.

По инициативе наркома тяжелой промышленности СССР Г. К. Орджоникидзе при ДИТРе организовалось женское движение жен инженеров. Это движение завоевало большой успех. Домохозяйки - жены инженеров -включились в работу по улучшению культурно-бытового обслуживания рабочих на производстве.

Председатель женского движения жен грозненских инженеров Вера Сергеевна Нюренберг-Отраднинская с пятью активистками стали делегатами первого Всесоюзного совещания жен ИТР в городе Москве. Здесь за свою работу все они были награждены орденом Трудового Красного Знамени.

Разразилась война, через девять дней - 30 июня 1941 года - в здании ДИТРа разместился военный госпиталь. Восемь членов женского движения добровольно остались работать при нем. После войны здание ДИТРа не могло уже удовлетворить возросший контингент инженерно-технических работников, и с 1958 года оно было передано Управлению искусств под Чечено-Ингушский театр имени Ханпаши Нурадилова. С 1978 года здесь размещался Кукольный театр.

Все четыре колеса...

13 августа 1928 года газета «Грозненский рабочий» сообщила, что в городе начали работать первые коллективы добровольного общества «Автодор». Это Всесоюзное общество было создано в тот период, когда наша страна еще не имела своей автомобильной промышленности. Транспорт, таким образом, находился в зачаточном состоянии, как, впрочем, и дорожное строительство. И именно в это время интенсивно шло сооружение автомобильного гиганта в Горьком, начиналось также строительство Автозавода имени Ленинского   комсомола в Москве.

Поэтому общество «Автодор» развернуло работу по активизации общественного содействия. В чем оно заключалось? Во-первых, пропаганда автомобиля. Во-вторых, подготовка шоферов на курсах для автолюбителей и, наконец, организация субботников по ремонту и строительству дорог. В Грозном, к примеру, были созданы бесплатные курсы для тех, кто хотел научиться водить машину.

К концу 1930 года «Автодор» вместе с другим обществом - «Автосбыт» приступили к реализации среди своих членов так называемых автообязательств, которые были выпущены правительством с целью привлечения средств на автомобилестроение. Это автообязательство стоило 1800 рублей. Условия его оплаты - в рассрочку - были вполне доступны среднему квалифицированному рабочему. (Госучреждениям и предприятиям автообязательства не продавались.)

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru