Многоликая Ингушетия

Албогачиева М.

Ассинское ущелье. Храм Тхаба-Ерды. XI - XII вв. Барельеф западной стены

Ассинское ущелье. Храм Тхаба-Ерды. XI - XII вв. Барельеф западной стены

Прежние исследователи не обратили внимания на внутреннюю облицовку храма. Теперь она почти совершенно исчезла. При тщательном осмотре алтарных стен мы обнаружили в том месте, где они сходятся с полом, остатки облицовки красного цвета; более поздняя облицовка в алтарной и прилегающей к ней части храма имеет окраску бледно-розового цвета; наружная окраска храма желтого цвета (различных оттенков). Храм пуст и давно служит загоном для скота, как и Магиерда.
От храма "Албиерды", расположенного на левом берегу Ассы, против селения Таргим, остались лишь стены. Храм этот кратко описан В. Ф. Миллером ("Материалы по археологии Кавказа", I). Внутри на его стенах сохранились следы облицовки разновременного происхождения, различных цветов — белого, желтого и красного. Возле этого храма находится святилище "Аушасел", оно имеет двускатную ступенчатую кровлю и желтую облицовку. В восточной стене сделана ниша. Раньше над нею были вделаны рога оленя; теперь от них остался лишь обломок. Справа от ниши в облицовке виден отпечаток руки с раздвинутыми пальцами. Число ступеней кровли - 5. Святилище не имеет входа.
В окрестностях селения Джерах, на горе, в лесистой местности сохранились развалины святилища, первоначальную форму которого теперь нельзя установить с определенностью. От него осталась руина с мощным прямоугольным основанием. Памятник сложен из груботесанного камня, на извести; кое-где есть следы бледно-желтой облицовки. Здесь нами взято бронзовое изображение оленя. Оно сделано из литой бронзы, имеет удлиненный корпус, запрокинутые над спиною ветвистые рога, повернутые в ту же сторону уши, слегка суженную морду с ясно обозначенным ртом, утолщение на шее, короткий хвост, удлиненные, переходящие внизу в острие, ноги и петлю на брюхе, предназначавшуюся, по нашему мнению, для подвешивания колокольчика. В настоящее время ноги оленя повреждены (хорошо сохранилась левая задняя), голова и туловище прекрасной сохранности. Размер предмета: длина туловища - 8 см; обхват его - 5 см; расстояние от конца морды до конца рогов — 8,5 см. Предмет этот гораздо древнее самого святилища, т. к. приближается к типу кавказских изделий (Казбекской и Кобанской культур), датируемых ранним железным веком.
Приходится глубоко сожалеть о том, что святилища ныне совершенно опустошены; инвентарь их почти безвозвратно погиб и мало изучен. В местном музее имеются следующие предметы, поступившие в 90-х годах из святилища Магиерда: 1) небольшой черный камень, имеющий с одной стороны пять круглых углублений, с другой - два; камень этот некогда служил для испытания зрелости юноши: испытуемый должен был вложить пальцы в углубления камня и поднять его; 2) деревянный четырехугольный жреческий шест, покрытый резным геометрическим орнаментом; 3) деревянные кубки в виде круглых бокалов на ножке. Нами доставлен в музей еще один такой кубок из того же святилища. В селении Мецхал в 1927 г. нам показывали овальный камень с чашеобразными углублениями; на одной стороне 5 углублений, на другой - 4. Камень этот прежде хранился в святилище, находившемся близ Мецхала и впоследствии разрушившимся. Длина камня по окружности - 41 см; поперечные диаметры - 12 х 13,5 см; толщина - около 6,5 см.
Почитание святилищ заглохло в конце XIX века. Нами собраны в 1927 г. ценные сведения о празднестве, совершавшемся ежегодно на Столовой горе; подробности эти передал житель селения Фалхан Алихан Марзабеков, бывший в молодости помощником жреца.
В жрецы избиралось лицо, отличавшееся хорошим поведением и даром красноречия; прислужник избирался по жребию. Праздник справлялся в июле, в воскресный день. Жрец и прислужник приходили в субботу в сел. Бейни и подготовляли все необходимое для празднества. Сюда же к этому времени стекались паломники из ближних и дальних селений, преимущественно из селений -Бейни, Фалхан и Мецхал. В святилище Бейни-Сели хранился жреческий шест с колокольчиками и флагом. В ночь с субботы на воскресенье жрец в белом одеянии, с шестом, в сопровождении помощника поднимался на гору к святилищу. На рассвете всходили туда и паломники, располагавшиеся на определенных местах: джераховцы - близ Мятцила, далее - мецхальцы, вблизи Мятер-дэла - жители селений Бейни и Фалхан. В Мятциле хранились различные предметы, между прочим - серебряные стаканы. В святилище имел право входить только жрец; он зажигал внутри свечи, принесенные молящимися; свечи изготовлялись из сосновой смолы. Жрец совершал молитву отдельно для жителей каждого селения. После этого резали животных (мелкий и крупный рогатый скот), справляли пиршество, танцевали. Рога животных клали на кровлю святилищ. От каждого зарезанного животного жрецу давали одну ногу и печень; треть своей доли жрец передавал прислужнику. По окончании праздника все присутствовавшие спускались вечером с горы. Последним, уже ночью, сходил жрец. В понедельник многие собирались у жреца, приносили оставшуюся еду, и этой трапезой празднество заканчивалось.
Памятники погребального культа очень разнообразны и многочисленны, особенно в горных местностях.
К самым простым по виду надмогильным памятникам принадлежат распространенные повсюду в крае вертикальные плиты с рельефными надписями и орнаментом и без них. Иногда плита с трех сторон и сверху заключена в каменный или деревянный футляр.
В селении Фуртоуг находится столпообразный антропоморфный памятник, единственный в области. Он высечен из серого камня, имеет белую облицовку, уцелевший частично. Ясно обозначены: голова, плечи, верхняя часть рук. Лицо круглообразное, плоское; на нем грубо вырезаны глаза, нос и рот. Сверху памятник закруглен; ниже плеч он постепенно переходит в четырехгранный столб. Высота памятника спереди 2,07 м, ширина лица -0,37 м, длина лица - 0,42 м, высота шеи - 0,15 м, ширина основания столба спереди - 0,42 м, сбоку - 0,40 м.
В некоторых горных местах встречаются подземные погребения с невысокой продолговатой каменной кладкой, над которой с одной стороны возвышается вертикальная плита (близ селений Кост, Лежги, в ущелье, ведущем от Лежги к Цори, в селении Гуль).
Нередко подземные погребения с каменными ящиками отмечены на поверхности земли лишь крупными булыжниками или же вовсе не имеют наружных явственных признаков, но легко могут быть замечены вследствие осыпей и размывов почвы (Фуртоуг, Салги, могильник близ Тхаба-Ерды).
В 1926 г. при осмотре в селении Фуртоуг кладбища, находящегося близ конусообразного склепа, нами были найдены в обнажившихся каменных ящиках обломки глиняной утвари примитивной работы и железный короткий нож. По свидетельству местных жителей, в этих могилах случайно находили иностранные древние монеты.
В 1927 г. нами были сделаны разведочные раскопки на другом кладбище, расположенном в том же селении, на юго-западном склоне горы. Могилы находятся в глубокой выемке крутого обрыва, имеющего уклон в сторону реки (к югу). Поверхность ската покрыта травой, мелким щебнем и обломками плит от каменных ящиков. Вследствие размыва и выветривания верхнего слоя почвы многие погребения обнажены и безвозвратно погибли. Нами были осмотрены: один каменный ящик, совершенно обнажившийся, сильно поврежденный, и пять могил нетронутых, но находившихся под угрозой разрушения. Общая картина погребения такова.
Наружных признаков в неповрежденных местах могилы не имеют. Каменный ящик находится под самым слоем дерна, сложен из шиферных плит различной толщины. Сверху он прикрыт плитами, положенными в один слой (в трех могилах), в два слоя (в одной могиле), в три слоя (в двух могилах). В одной из могил дно частично прикрыто плитой, в трех - сплошь покрыто плитами. Длина ящиков от 1,55 м до 1,93 м; ширина - от 0,33 м до 0,53 м; глубина - от 0,22 м до 0,43 м. Ориентация могил - с запада на восток или с юга на север, с некоторым уклоном к югу. В каждой могиле по одному костяку, положение которого не во всех случаях одинаково; в одной могиле - в скорченном состоянии, в остальных - в вытянутом (на правом боку или на спине). Степень сохранности костяков - средняя.
В одной из могил, значительно пострадавшей от разрушения, инвентаря при костяке не найдено; в остальных (одной мужской и четырех женских) инвентарь не обилен, но имеет свои типические черты.
Найдены следующие предметы: височные бронзовые проволочные кольца, острие тонкой бронзовой булавки, остатки кожаного ворота, бронзовые пуговицы шарообразной формы, с ушком, малого размера, бронзовые поясные пряжки в виде треугольника с круглыми петлями на углах, бронзовые браслеты из витой двойной проволоки, бронзовые спиральные перстни, бронзовый перстень с голубым стеклом, бронзовый перстень с плоской печатью, небольшое количество цветных бус (из стекла и из пасты), мелкие круглые железные пряжки, железные небольшие ножи, просверленные раковины и проч., а также кусочки угля.
Близ опустевшего ныне сел. Памет нами отмечен обширный могильник с каменными ящиками, заметными снаружи благодаря присутствию крупных булыжников и невысоких, поставленных вертикально камней.
Все могильное поле поросло травой. Часть могил обнажена, но значительное число их уцелело от разрушения. Здесь нами вскрыта одна могила, имевшая направление с запада на восток. Толщина слоя земли над ящиком - 1,05 м. Плиты, служившие покрытием его, были положены в один ряд и засыпаны слоем глины толщиной в 0,05 м. Размер ящика: длина - 1,60 м, ширина - 0,33 м, глубина - 0,48 м. Дно сплошь покрыто плитами. В могиле находился один женский костяк, лежавший на правом боку, лицом к югу; кости очень плохой сохранности. Здесь найдены остатки тонкой ткани, прикрывавшей голову и плечи, обломок деревянного сосуда, бронзовые шаровидные пуговицы с ушком, малого размера, бронзовая цепочка с плоским бронзовым кольцом, железный нож, остатки кожаного ворота.
Нами отмечены могильники с подземными погребениями и в других местах - в горах и на плоскости; последние, имеющие на поверхности земли слой булыжников или курганные насыпи, приписываются местными жителями кабардинцам.
В горах промежуточным звеном между подземным и надземным погребением являются склепы особого рода; они совершенно скрыты в склонах гор, и наружу у них выдается лишь незначительная часть каменной кладки (селение Эбин).
Вполне доступны для осмотра многочисленные полуподземные и надземные склепы, в одиночку или группами расположенные возле каждого горного селения.
Главные виды склепов следующие:
Башнеобразный склеп с пирамидально-ступенчатой кровлей XV - XVII вв.

Башнеобразный склеп с пирамидально-ступенчатой кровлей XV - XVII вв.

1) надземный, с квадратным основанием, пирамидальной ступенчатой кровлей, в один, два, три яруса; очень распространенный вид;
2) надземный, с квадратным основанием, пирамидальной гладкой кровлей; редкий вид; склепы этого рода находятся в селениях Фуртоуг (с четырьмя гуртами) и Джерах;
3) надземный, с прямоугольным неравносторонним основанием, двускатной ступенчатой кровлей; очень распространенный вид;
4) надземный, с прямоугольным неравносторонним основанием, двускатной ступенчатой кровлей и поминальной камерой, открытой с фасада; довольно редкий вид; имеется в одном экземпляре в селениях Эрзи, Хамхи, Вовнушки, Таргим, Эгикал;
5) надземный, с круглым основанием, конусообразным верхом; встречается реже 1-го и 3-го видов, но чаще 4-го; имеется в селениях Фуртоуг (с девятью гуртами), Джерах (с гуртами, наполовину разрушен), выше того же селения на противоположном (правом) берегу Армхи (против санаторного участка), в селениях Эрзи (с семью гуртами), Вовнушки, Таргим, Эгикал (два экземпляра). Лейми; в селении Мецхал сохранилась небольшая часть фундамента такого же склепа;
6) полуподземный, с двускатной ступенчатой кровлей и вырытой в склоне горы погребальной камерой; иногда с фасадной стороны устроена глубокая ниша с лазом (Салги, Таргим);
7) полуподземный, с низкими стенами, плоской кровлей, покрытой дерном, и вырытой в склоне горы погребальной камерой (близ храма Магиерда).
Обыкновенно склепы расположены группой на окраине селения, образуя как бы особый "город мертвых" (Фалхан, Салги), но чаще они разбросаны близ селения в нескольких местах (Мецхал, Лежг, Горак, Эрзи, Хамхи, Таргим, Пуй, Цори). Сложены они из нетесаных камней (тесаный камень встречается очень редко), на извести, имеют желтую облицовку и в каждом ярусе лазы — чаще прямоугольные, реже с полукруглым сводом. Лаз прикрыт деревянной доской или каменной плитой, придерживаемой поперечным подвижным болтом. Сбоку лаза или над ним нередко бывает укреплена просверленная каменная небольшая плита; иногда она заменяется двумя камнями, образующими между собой щель. По сообщению одного из жителей селения Фалхан, в это отверстие в старину вставлялся, при совершении похорон, шест с белым флагом, который оставался на склепе до тех пор, пока не истлевал. Склепы с пирамидальной кровлей и конусообразные имеют каменное завершение - чаще конической формы, реже (Джерах) - грибообразной. Двускатные склепы иногда делятся каменными стенами на две камеры и бывают внутри выбелены (Хамхи). Ориентация склепов различна; число ступеней кровли неустойчиво. В стенах склепов часто бывают устроены небольшие прямоугольные отверстия или углубления, образующие различные геометрические фигуры (треугольники, кресты и проч.).
Изредка в облицовке склепов заметен отпечаток руки с раздвинутыми пальцами (Хамхи, Пуй, Эрзи). У одного из склепов в селении Лейлаг на стенах имеются примитивные рисунки, нанесенные на желтую облицовку красной краской; концентрические круги и человеческие изображения (фигуры пеших и всадников). На склепе с пирамидальной кровлей, находящемся вблизи сел. Бахрах (к югу от него), в нижней части стены в камне высечено грубое изображение человека (в горизонтальном положении, с вытянутыми вдоль тела членами).
Отмечаем характерные особенности склепов с поминальной камерой, не указанные в литературных источниках.
На камнях, окаймляющих пол камеры, иногда бывает высечен прямоугольник, состоящий из коротких параллельных линий; число этих линий определенное - 22. Таких камней мы нашли шесть (пять в 1926 г., один в 1927 г.); в двух из них внутри прямоугольника имеется знак креста; в четырех изображение креста находится на одной из сторон прямоугольника. Плиты этого рода найдены нами в селениях - Хамхи (три плиты в одном склепе), Вовнушки, Эгикал, Эрзи. В 1927 г. нами установлено, что в прежнее время такими изображениями пользовались для особой игры; разъяснение это получено нами в селении Эрзи. Участники упомянутой игры поочередно метали, наподобие костей, небольшие четырехгранные палочки с нарезными знаками. Нам пока не известны следующие подробности: 1) как велика давность указанной игры; 2) имела ли упомянутая высеченная фигура еще какое-нибудь назначение.
В том же склепе в селении Хамхи, отличающемся большой тщательностью кладки, в переднем ряду плит надземной (поминальной) камеры находится чашечный камень. Он имеет продолговатую прямоугольную форму; с одной стороны у камня дугообразная выемка. На его плоской поверхности около 30 круглых чашеобразных углублений; некоторые полустерлись. Размер плиты: ширина - 0,49 м, длина боковых сторон — 0,65 м и 0,86 м, толщина - 0,19 м. Это первый случай обнаружения в Ингушетии плиты с чашеобразными углублениями.
В склепе селения Вовнушки возле упомянутой фигурной плиты имеется еще плита с высеченным изображением двух параллельных дуг и лучеобразно расходящихся четырех прямых линий.
Внутри склепов в большом количестве нагромождены на деревянных настилах, в несколько слоев, высохшие тела в ярких цветных платьях. Во многих склепах процесс высыхания тел еще не закончен. Иногда тела лежат в деревянных гробах (Хамхи). Детские тела положены нередко в ящики, напоминающие формой люльку. Обыкновенно склепы принадлежали отдельным фамилиям, но встречаются склепы, в которых хоронили лиц, живших в различных селениях и принадлежавших к разным фамилиям (большой двускатный склеп в селении Фалхан).
Могильный инвентарь отличается простотой, в вещественном и художественном отношении он беден. Здесь встречаются следующие предметы: глиняные сосуды, деревянные чашки, железные ножи, железные ножницы для стрижки овец, железные наконечники стрел, луки, железные поясные пряжки, деревянные гребни и прочие изделия; некоторых из них бытуют в горных аулах и ныне (деревянные чашки, ножницы для стрижки овец). Возможно, что в склепах имеются более старинные и ценные предметы, но это нельзя установить без углубленного обследования нижних слоев погребений. В настоящее время склепы, большею частью, представляют картину глубокого разрушения. Во многих своды рухнули; тела беспорядочно лежат на подгнивших нарах или прямо на земле. Встречались, однако, склепы прекрасной сохранности, с телами, лежащими в простертом положении.
В окрестностях селения Фуртоуг, на склоне Столовой горы, нами осмотрены пещерные погребения. Пещеры неглубоки. Одна ныне совершенно пуста. В другой найдены обломки деревянной трубки с глиняным чубуком и деревянной утвари, цветные стеклянные бусы, остатки человеческих костяков. Сохранились следы каменной кладки, некогда прикрывавшей вход в пещеру.
Выдающийся интерес представляет мавзолей "Боргакаш" - единственный надземный склеп в плоскостной Ингушии. Сооружен он из хорошо тесанного камня, имеет прямоугольное основание, полушарообразный купол, стрельчатую арку, арабские надписи над входом, надземную камеру с полукруглым сводом и находящуюся под нею подземную погребальную камеру. Памятник сохранился удовлетворительно, но погребение разграблено во второй половине XIX в. Подробные сведения об этом памятнике сообщаем в специальном очерке.
Материальная культура Ингушии имеет много общих черт с культурой смежных областей Северного Кавказа и Закавказья.
Ингушские боевые башни очень сходны с чеченскими и хевсурскими и, отчасти, с осетинскими.
В селениях Цимити и Далакау (Сев. Осетия) встречаются памятники, напоминающие ингушские столпообразные святилища. У ингушей и осетин святилища украшаются рогами животных. Есть общие черты в устройстве праздников, приуроченных к святилищам (присутствие жреца, заклание животных и проч.).
Общеизвестен факт влияния Грузии на Ингушию и Осетию; памятниками христианской культуры, проникшей из Грузии, являются святилища в Ингушии (храмы Тхаба-Ерды, Албиерды, Магиерда и др.) и в Осетии (Нузальский храм). Грузинская письменность запечатлена в ряде эпиграфических памятников, найденных в Ингушии (надписи на плитах храма Тхаба-Ерды и др.).
Х.-Б. Ахриев сообщал нам, что близ того места, где в опустевшем ныне ауле Памет стоит мечеть, прежде, на пригорке, находился грузинский храм, разрушенный около середины XIX в. У ингушей, по его же словам, и теперь бытуют грузинские собственные имена, в несколько измененном виде.
Надземные и подземные могильники Ингушии, Чечни и Осетии тоже сходны между собой. Например, в названных областях имеют широкое распространение склепы с двускатной ступенчатой и пирамидально-ступенчатой кровлей, каменные ящики, памятные плиты; пещерные погребения известны как в Ингушии (Фуртоуг), так и в Осетии (Кобан и др.). 

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru