Многоликая Ингушетия

Албогачиева М.

Башенные постройки 16-17 вв.

Башенные постройки 16-17 вв.

В Ингушии отмечены разнообразные памятники, которые можно подразделить на три основные группы:
1) памятники оборонительного характера: башни, замки, стоянки;
2) памятники религиозного характера: столпообразные святилища, храмы;
3) памятники погребального характера: памятные плиты и столбы, надземные и полуподземные склепы, пещерные погребения, подземные погребения.
Распределение памятников в плоскостной и горной части области неравномерно. На плоскости отмечены: развалины одной башни, следы древних стоянок, один надземный склеп ("Борга-Каш") и подземные погребения (с курганами или с невысоким прикрытием из булыжника). В горах памятники более разнообразны и многочисленны; здесь находим: башни (боевые и жилые), замки, святилища (столпообразные и в виде более или менее сложных архитектурных сооружений), надземные и полуподземные склепы, пещерные и подземные погребения; башни, святилища и склепы варьируются, в свою очередь, различным образом.
Типичной особенностью каждого горного ингушского селения являются старинные многоэтажные башни- жилые и боевые. Благодаря своей значительной высоте, они бывают видны невооруженным глазом на большом расстоянии; башни то группируются в селении, то бывают расположены в одиночку в его окрестностях, на возвышенных пунктах, имеющих стратегическое значение.
Сложены они весьма искусно из дикого или груботесанного камня, на извести. Стены покрыты снаружи облицовкой желтого цвета, кверху они суживаются. Основание башен прямоугольное (с равными и неравными сторонами). Кровля из различного рода; у жилых, более низких, плоская; у боевых, высота которых достигает 25 метров, троякого рода: 1) плоская, с барьером, 2) плоская с зубцами на углах, увенчанных иногда конусообразными камнями (Цори), 3) пирамидальная ступенчатая, с конусообразным замковым камнем (Джерах, Лежг, Эрзи, Салги, Хани, Лейлаг, Пуй, Таргим); обычное число ступеней кровли башен 13. В стенах башни устроены лазы, окна и узкие, несимметрично расположенные бойницы. Нередко верхние окна башен бывают защищены навесными бойницами (машикули). На боевых башнях встречаются углубления в виде крестов (Хани, Таргим, Эгикал).
Во многих селениях к боевым башням примыкают жилые башни и сакли; в таком случае, в целом строения эти представляют небольшое, но надежное укрепление (напр., в селениях Фал-хан, Таргим). В Цори башни и сакли почти всего селения примыкают друг к другу, нагромождаясь ярусами и образуя как бы один сплошной, сильно укрепленный замок.
Сооружения строго замкового типа имеются в селениях Мецхал (владение Точиевых) и Таргим (владение Тутаевых на правом берегу Ассы, немного южнее селения).
В предгорных и плоскостных районах башни редки. Нами отмечены: укрепления из нескольких башен близ селения Нижний Алкун (на левом берегу Ассы) и башня в селении Гамурзиево (во владении Мельсаговых). Последняя представляет ныне груду развалин; в основании ее прямоугольник, площадью около 4 х 6 м. По преданию, она имела 4 этажа и была выстроена 230 - 240 лет назад.
Следы древних стоянок в виде холмов, окруженных рвами и залами, были указаны нам плоскостными жителями в различных местах. Одни стоянки приписываются ингушам, другие -кабардинцам. Ингушам приписывают стоянки близ сел. Бурсуки и Экажево; последняя, под названием "Ачмиз-борц", отмечена на 5-верстной карте. С именем кабардинцев связаны, по преданиям, стоянки близ селений Бурсуки ("холм кабардинки" или "девичий холм") и Яндырского.
Памятники, связанные с религиозным культом, часто встречаются в горных районах. Они очень разнообразны по структуре и размерам.
Наиболее простым памятником этого рода является каменное сооружение столпообразной формы, с прямоугольным основанием и двускатным верхом; оно сложено на извести, покрыто желтой облицовкой и имеет с одной стороны нишу. Средняя высота таких памятников - около двух метров. Святилища этого типа имеются, например, в селениях Лежг, Кашиете, Мецхал, Эрзи, Гу, Кост, Вовнушки, Таргим, Эгикал.
Очень распространенным видом святилищ является сооружение, напоминающее обычный двускатный склеп; оно имеет прямоугольное продолговатое основание, двускатную ступенчатую кровлю и вход с полукруглым сводом; наружная облицовка желтого цвета. Такие святилища расположены то возле самих селений (Бейни, Морч, Эрзи), то в стороне от них, на возвышенных местах (святилище на Столовой горе).

Святилище Мятцил на горе Мат-Лам 16-17 век

Святилище Мятцил на горе Мат-Лам 16-17 век

Отметим вкратце характерные черты некоторых из этих святилищ.
Святилище близ Бейни, называемое "Бейни-Сели", имеет над входом и в противоположной стене узкую вертикальную щель; число ступеней кровли - 7.
На южном склоне вершины Столовой горы (на высоте около 3000 м) нами осмотрены три святилища - "Мятцил", "Мятер-дэла" и "Сусон-дэла"; первые два сохранились почти удовлетворительно; от последнего осталась груда развалин. В святилище "Мятцил" два входа - с востока и с запада; над входами узкая вертикальная щель. Число ступеней кровли - 12. Внутри храма -арка, в стенах - небольшие ниши. Площадь основания - 3,59 х 6,98 м; высота с восточной стороны - 4,92 м. Площадь основания второго святилища - 2,75 х 3,88 м; высота - 3 м. Число ступеней кровли — 7. Над входом узкое вертикальное отверстие, справа и слева снаружи в стене заметны обломки вделанных некогда оленьих рогов. Внутри святилища - ниши, следы белой облицовки. По свидетельству стариков, третье святилище походило по виду на Мятцил и Мятер-дэла, т. е. имело двускатную ступенчатую кровлю и продолговатое прямоугольное основание; размер площади основания - 2,02 х 2,62 м.
Святилище "Эрдзели" (в селении Эрзи) имеет в кровле 7 ступеней. Слева от входа снаружи прямоугольная ниша; в эту нишу во время праздника ставили чашу с пивом. Площадь основания святилища - 2,42 м х 4,12 м, высота - 3,30 м.
Более сложную форму имеет святилище "Магиерда" (близ селения Салги). Это массивное сооружение также имеет двускатную ступенчатую кровлю, прямоугольное основание, вход с полукруглым сводом, но у него есть и некоторые новые черты. Внутри него, за аркой, устроен каменный алтарь с прямоугольным основанием. Направо от входа - четыре узких окна. Слева в стену, вблизи от входа, вделан воловий рог. На выступе арки (справа от входа) в облицовке сохранилось изображение креста. Число ступеней кровли - 11. Площадь основания - 4,97 х 10,34 м, высота спереди - 4,52 м. Недалеко от этого святилища находится второе, меньшее по размерам, называемое "Сеска-Солса" (имя героя ингушского народного эпоса), начавшее разрушаться.
Еще более сложную форму имеют храмы Ассинского ущелья. Из них особенно замечателен храм "Тхаба-Ерды" (храм двух тысяч святых), он подробно описан В. Ф. Миллером ("Материалы по археологии Кавказа", I), Г. А. Вертеповым ("Терский сборник", VI вып.) и другими исследователями; поэтому сообщаем сведения лишь о нынешнем состоянии этого выдающегося архитектурного сооружения, предположительно датированного Н. Э. Бакрадзе девятым веком. В настоящее время храм близок к полному разрушению. Стены покрыты глубокими трещинами. В кровле зияют большие провалы. У подножия стен храма и его ограды в беспорядке нагромождены плиты с рельефными орнаментами и человеческими изображениями, а также обломки черепицы от кровли. Судя по кладке, храм разновременно подвергался существенным переделкам. В верхнем карнизе и в стенах уцелели еще многие плиты с барельефами.

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru