Многоликая Ингушетия

Албогачиева М.

Колониальное завоевание Ингушии царской Россией и национально-освободительная борьба ингушей.

Кавказ в сфере русской политики. - Социально-экономические мотивы завоевания Кавказа. - Учреждение в 1744 г. комиссии "по обращению осетинцев и ингушевцев в христианство". -Вступление в подданство России (1769). - Походы царских войск в горную Ингушию и национально-освободительная борьба ингушей. - Карательная экспедиция полковника Кека (1783 г.).- Разжигание междуплеменной вражды. - Договор шести ингушских фамилий с Россией (1810 г.).- Принятие старшинами кистин русского подданства (1811 г.) - Тяжелое экономическое положение ингушских масс к началу XIX ст. - Кавказская война. - Новые походы в горы. - Шамиль. - Социальные корни движения Шамиля и три периода в военной истории его. - Насаждение царизмом земельных собственников и привлечение их на русскую административную службу. - Устройство крупных аулов (saharas jaxkar) и Назрановское восстание 1858 г. - Поражение движения Шамиля. - Казачья колонизация. - Переселение чеченцев и ингушей в Турцию. - Абречество.
Сношения России с Кавказом возникли в весьма отдаленную от нас эпоху.
Известно, что еще древняя Русь вела торговлю с Хазарским царством (V-IX вв.), границы которого простирались до Кавказского хребта. Арабский историк Ибн-Фадлан пишет, что в столице Хазарского царства можно было встретить немало русских купцов.
В 965 году войска Святослава, пройдя через Кубань, — "и ясы победи и кууосоги и приведе Кыеву".
В 1022 году князь Тмутараканский и Мстислав совершили поход против косогов и победили последних.
Сын Владимира Мономаха Ярополк, посланный в 1116 году отцом на "Половецкую землю", привел "ясы и жену полони себе ясыню".
Известно также, что грузинская царица Тамара была в браке за князем Юрием - сыном Андрея Боголюбского.
Летопись в последний раз упоминает о Тмутаракани под 1094 годом.
С этого момента вплоть до второй половины XV столетия сношения России с Кавказом прерываются.
Это — время господства монголов.
После уничтожения этого господства Московское государство устанавливает постоянную связь с Кавказом, в особенности по завоевании в 1552 г. Казани и покорении Астрахани в 1556 г.
При Иване Грозном князья Кабарды, теснимой с разных сторон ногайцами, дагестанцами, обращаются к царю за защитой, и с этого момента становятся вассалами Московского государства. Иван Грозный женится на дочери кабардинского КНЯЗЯ Темрюка. Последний же, опираясь на своего могущественного зятя, усиливает власть не только по отношению к кабардинскому народу, но и к соседним горским народам: ингушам, осетинам и др. "Кавказ попадает в сферу русской политики в половине XVI века, — пишет проф. М. Н. Покровский, - когда Московское государство, завладев Казанью и Астраханью, стало на всем протяжении хозяином крупнейшего торгового пути из Европы в Персию и Среднюю Азию - реки Волги. Путь этот имел в те дни относительно большее значение, чем в наше время, так как тогдашняя Европа не могла обойтись без некоторых азиатских товаров, главным образом, без шелку". "Но пока Каспийское море с прилегающими к нему персидскими областями было не в русских руках, сильным конкурентом в этом деле являлись турки, в XVI веке сидевшие в Дербенте и вплоть до XIX в. державшие под сильным своим влиянием весь Дагестан - все западное побережье Каспийского моря. Двинуться из Астрахани дальше на юг и попытаться завладеть Дагестаном вынуждали, таким образом, русское правительство интересы торгового капитала". "К более активной политике перешли с первых лет XVIII в. Еще не кончив Северной войны, Петр начинает нащупывать дорогу в Персию". "Во время наместничества гр. Павла Потемкина, двоюродного брата екатерининского фаворита, был построен Владикавказ, и начали строить дорогу через горы (теперешняя Военно-грузинская)".
XVIII век и первая половина XIX столетия - длительный период завоевания Кавказа русским военно-феодальным империализмом.
В 1744 году учреждена была уже комиссия "по обращению осетинцев и ингушевцев в христианство".
Но так как последнее внедрялось медленно и слабо, то коллегия иностранных дел 27 сентября 1764 г. решила учредить в Моздоке русскую школу для преподавания новообращенным "закона христианского и российской грамоты".
В 1769 г. ряд находившихся в зависимости от Кабарды горских народов, в том числе и ингуши, выразили желание вступить в подданство России.
П. Г. Бутков, в "Материалах для новой истории Кавказа" (ч. 1), пишет, основываясь на данных Гюльденштедта: "Народ ингуши, известный также под именем кистов или киштинцев, обитающий между рек Терека и Сунжи, будучи трудолюбив и покоен, искал освободиться от притеснения кумыков (аксайских)* и кабардинцев''. Они взошли с просьбою, о том к кизлярскому коменданту, и по собственному их желанию приняты в 1769 году в российское подданство и дали аманатов"
Просьба о принятии в русское подданство явилась, таким образом, результатом притеснения ингушей от кабардинских и кумыкских князей, которым они платили дань.
Но это обстоятельство не избавило ингушей от прежней зависимости. В 1773 году они обратились к корпусному коменданту Де-Медем с просьбой оградить их от притеснений со стороны кабардинских и кумыкских князей.
Первые плоды русской политики, - пишет А. Н. Генко, - сказались, однако, лишь спустя 13 лет. "В начале 1783 г. ингуши солидаризировались с жителями чеченских аулов Атаги и Алды, имевшими намерение напасть на русские селения по Тереку". Карательная экспедиция полковника Кека и майора Рика (3-7 марта 1783 г.) разрушила и сожгла аулы восставших.
Однако, учитывая возможность более прочного союза между чеченцами и ингушами с целью дальнейших нападений на русские укрепления, представители царской администрации на Тереке поссорили чеченцев с ингушами и достигли кровавого результата.
Об этом принципе царской политики - разжигания междуплеменной вражды - недвусмысленно пишет Бутков: "В то время наблюдаемо было правило древних римлян, чтобы для пользы Кавказского края ссорить между собою разных кавказских народов, дабы они, ослабляя свои силы, оставляли больше нас в покое. Вследствие сего поссорены от нас, разными образами, чеченские народы с ингушами, и в июне 1783 г. сразились, имев каждая от 1 т. человек. Чеченцы потеряли 20 убитыми и до 40 человек ранеными, однако получили поверхность и отогнали у ингуш до 20 т. баранов".
В 1786 г. учреждена была постоянная ингушская милиция.
По присоединении Грузии к России, последней необходимо было обеспечить безопасное сношение с Грузией по Военно-грузинской дороге, и 23 августа 1810 г. комендант крепости Владикавказ ген.-м. Дельпоцо заключили с 6-ю "лучшими" ингушскими фамилиями письменный договор, по которому они, от имени всего ингушского народа, приняли обязательство охранять Военно-грузинскую дорогу и войсковые части, а во время военных действий выставлять тысячу человек "помощного" войска (п. 3 договора), при чем договор обязывал их никогда не переселяться из местности Назрань (п. 13-й).
Договор представляет большой исторический интерес, и мы его приводим целиком.
Отношение ген. Тормасова к гр. Румянцеву от 2-го сентября 1810 г., № 158.
Во всеподданнейшем моем г. и. рапорте от 2-го числа июля я имел счастье донести е. и. в., что чеченская партия, состоящая из 600 чел., переправившись через pp. Сунжу и Камбилейку, потянулась к Владикавказской крепости, о чем узнавши, бывший там комендант ген.-м. гр. Ивелич послал к ингушевскому народу с предварительным о том известием и чтобы на обратном пути чеченской партии ингушевцы, встретив оную, разбили бы, что было исполнено ими на другой же день, 5-го числа июня: когда чеченцы, быв отражены от кр. Владикавказской и гнаты, то ингуши бросились на них и разбили. При сем сражении убили распоряжавшихся партией, главнейших разбойников кн. Албаксида Канчокипа и узденя его Эльжеруко Абаева. Ген.-от-инф. Булгаков по получении о сем известия предписал ген.-м. гр. Ивеличу защищать ингуш от чеченцев, ибо полагать должно, что они по азиатскому обычаю будут мстить; пленных же чеченцев, коих было взято 23 чел., содержать во Владикавказской крепости для размена наших пленных, в Чечне находящихся.
Я, по получении уведомления о происшествии сем, поручил ген.-от-инф. Булгакову и ген.-м. гр. Ивеличу войти в положение ингушей и воспользоваться сим случаем к преклонению народа сего на вечное подданство Всероссийской империи и как ингушевский народ просил для защиты своей дать 1 орудие, которого без прикрытия дать им было не можно, то я предписал ген. Булгакову, если они согласятся быть верноподданными России, тогда расположить у них 1 роту с оружием от владикавказского гарнизона, с помощью которой могла бы она защищать как самих себя, так и хлебопашество и скотоводство свое на полях между ними и Владикавказской крепостью: буде же на прежних их жилищах не можно ожидать им всегдашнего спокойствия и встретятся затруднения в защищении их, то стараться склонить их на переселение к кр. Владикавказской, около которой к стороне Балты место удобное и хорошее к хлебопашеству; если же и настоящие их жилища на местах выгодных и они не пожелают оставить оные, а согласятся принять на вечное подданство России присягу, то и сие не менее для нас может быть полезно в рассуждении того, .что они будут служить, имея у себя воинскую команду, преградою для чеченцев и будут удерживать их партии от хищничества. Одним словом, я поручил ген.-от-инф. Булгакову сколько возможно стараться наклонить ингушский народ на подданство России, представя им все выгоды, какими они могут пользоваться, будучи под покровительством г. и., с таким при том предположением, что ежели они согласятся на предлагаемое им и дадут присягу на верность, тогда войти обстоятельнее в их положение и образе управления ими, для представления на высочайшее е. и. в. утверждение, после чего не излишним полагаю восстановить между ими упадший и, можно сказать, забытый ими христианский закон, построить на казенный счет для них церковь и дать им надежного священника для внушения им христианской религии. Между тем, предписал я ген.-м. гр. Ивеличу отрядить для защиты их при орудии пристойное число воинских чинов, при штаб-офицере из владикавказского гарнизонного полка; ингушевцы же учредили бы от себя караулы от стороны чеченцев для наблюдения за их движениями.
Вследствие сделанных мною относительно ингушевского народа распоряжений я получил ныне рапорт от поступившего на место ген.-м. гр. Ивелича комендантом Владикавказской крепости ген.-м. Дельпоцо, который уведомляет меня, что ингушевский народ, живший в сел. Назран, минувшего августа 22-го числа приведен к присяге на вечное подданство Всероссийской империи и взяты от оного 6 чел. аманатов из лучших фамилий. О сем новопокоренном народе без всякого пролития крови со стороны нашей я долгом моим поставил всеподданнейше донести е. и. в. и представить в. с. при уведомлении, что о приведении на верное подданство России ингушевского народа ген. м. Дельпоцо прислал ко мне обязательный акт их и присяжный лист с копией данного им ингушскому народу поручительства в охранении их и покровительстве со стороны Российской империи, которые бумаги я честь имею представить при сем на благорассмотрение в. с. Причем ген.-м. Дельпоцо доносит мне, что он, соображаясь с местными обстоятельствами и средством пресечения пути чеченцам к прорыву к кр. Владикавказской и Елисаветинскому редуту, отстоящему от крепости около 25 верст, нашел за удобное ингушевцев оставить на прежнем их жилище, при урочище Назрана, имея всегда там воинскую нашу команду, и построить для оной жилища. Сверх того, во удовлетворение убедительной просьбы ингушевского народа, при селении их построить укрепление. Что же касается до склонения народа сего к принятию христианской веры, то ген. -м. Дельпоцо, по соображении настоящих обстоятельств, предполагает приступить к тому не прежде, когда построено там будет укрепление и останется на всегдашнее пребывание отряд наш, который теперь там составлен, при шт.-офицере с пристойным числом обер и унт.-офицеров, из 100 чел. рядовых владикавказского гарнизонного полка, с 1 орудием и 50 казаками при одном старшине.
По сему рапорту ген.-м. Дельпоцо я предписал ген. от инф. Булгакову привесть немедленно в исполнение прежнее мое предписание от 26-го числа июня, и как ингушевский народ вступил уже в подданство Всероссийской империи и на верность дал присягу, то войти подробнейшим образом в их положение, в образ управления ими, узнать связи их и какие должно принять удобнейшие меры, чтобы сохранить их в непоколебимой преданности России, а между тем послать в жилища их инженерного офицера для обозрения местоположения, где удобнее построить можно для непременной тамо воинской команды казармы и возвесть укрепление, с объяснением во что сие обойдется и какие лучшие представятся к тому средства как в доставлении материалов, так и вообще всего производства работ. Сведения сии, как скоро получу я от ген.-м. Булгакова, то не премину представить по принадлежности к военному министру для испрошения высочайшего е. и. в. разрешения на приведение предположений тех в исполнение и ассигнования потребной на построение суммы.
По взаимному и обоюдному е. и. в. всероссийского г. и. ген.-м. и кр. Владикавказской коменданта Дельпоцо и всего ингушевского народа соглашению, мы, нижепоименованные 6-ти фамилий ингушевского вольного и никому не подвластного народа, лучшие и почетнейшие люди, с каждой фамилии по 10 человек, с доброй нашей воли и общего согласия между собой условились и согласились е.и.в. всероссийскому г. и. вступить вечно на верность подданства и обладание нами на условиях и обязанностях следующих:
1) Отныне впредь на вечные времена мы, ингушевский вольный и ни от кого независимый народ, считающийся в родах 6-ти фамилий: Торгимова, Цельмембохова, Агиева, Картугова, Яулу-рьева и Хамхоева и потомство наше е. и. в. всероссийскому г. и. Александру Павловичу и его наследнику, кто назначен будет, вступаем добровольно в совершенное верноподданическое состояние, а при том обязуемся:
2) Всех врагов российскому престолу е. и. в., почитая за таковых здешних окружающих нас мухаммеданского закона народов, мы должны считать равным образом и своими врагами и без ведома и позволения здешнего начальства российского мира заключать с оными отнюдь мы не должны; в противном же случае, ежели мы сами собою с оными мир заключим, тогда должны мы сами почитаться врагами России и за то подвергаем себя справедливому наказанию от российского начальства.
3) Во всякое время, когда российскому начальству воспотребуется надобность против здешних народов с российским войском действовать неприятельскою рукою, тогда обязаны мы давать оному от себя и общества нашего 1000 чел. хорошо вооруженного помощного войска, с тем условием, чтобы оное до окончания действия было довольствовано провиантом на основании российского солдата, взятая же от общего неприятеля нашего нами всякого рода добыча представлена бы была в нашу пользу неотъемлемо.
4) Все те народы здешнего края, которые с Россией в дружбе, согласии и в подданстве оной находятся, мы должны признать за наших друзей и приятелей и отнюдь с оными не иметь никаких враждебных поступков, исключая частные некоторые малозначущие ссоры, о коих удовольствия должны искать не сами собою, но через здешнего российского начальника; в противном же случае кто будет управляться сам собою, тот должен быть наказан по российским законам.
5) Если чеченцы, карабулаки и прочие неприязные России народы, где ни есть будут прокрадываться воровскими партиями с намерением учинить на российские обозы и команды, проходящие по Грузинской дороге, нападение и сделать грабежи и разбои, и мы о том получим сведение, тогда должны мы тотчас давать знать находящемуся у нас российскому начальнику и ближайшему, а будет при нападении оными на русских услышим пушечные выстрелы, тогда, равным образом, дав знать находящемуся у нас начальнику, сами обязаны тотчас скакать к тому месту на встречу сих разбойников и стараться, нещадя своей крови и жизни, поражать оных, отнимать отбитую ими у русских добычу и доставлять оную к ближайшему от оного места российскому начальнику.
6) Ежели случится, что кто ни есть из наших, с теми разбойниками согласясь для содействия злого их намерения вообще, пропустят умышленно через нашу землю и о том по следствию откроется правда, тогда виновников сего поступка должны мы выдать начальнику российскому в кр. Владикавказскую беспрекословно.
7) Ежели из нашего общества кто ни есть осмелится убить российского солдата, купца и другого какого звания российского верного подданного, тогда обязаны мы виновников всемерно стараться отыскать, поймать и отдать в руки российского начальства в кр. Владикавказскую; ежели же оные в скором времени куда-либо уйдут, тогда отдать все их семейство и имущество.
8) Если кто ни есть из нашего общества всякого звания российских людей ограбит и ранит или не ограбит, а ранит, с оными поступить на том же основании как и за убитого.
9) Если кто ни есть из нашего общества будет передерживать у себя чеченцев и прочих неприязненных России народов людей, умышляющих против России, и сам на то будет с ними согласен и от того сделает вред и о том будет открыто, тогда того передержателя и соучастника в злоумышлении отдать в руки российского начальства, а если он убежит, все его семейство и имущество.
10) Отныне впредь навсегда мы и потомство наше обязуемся: кабардинцам, чеченцам и прочим здешним мухаммеданского закона народам податей отнюдь никаких не платить (как было до сего), а ежели против сего преступим и будем давать подати оным, тогда российское начальство имеет с нами поступить яко с врагами своими.
11) Со времени заключения нами сего обязательства и на вечные времена мы и потомство наше обязуемся к проповедыванию и введению у нас мухаммеданских отнюдь не принимать, не допущать и мечетей не строить, а ежели против сего преступим, тогда российское начальство имеет поступить с нами яко с врагами своими.
12) Всех родов здешних окружающих нас народов людей, приезжающих к нам с возмущением, чтобы мы от подданства и верности российскому государю отступили, сделались с ними союзниками и при том России врагами или с приглашением против русских на воровство и разбои, таковых мы обязаны тотчас же переловить и доставить в руки российского начальства. А ежели сего не исполнится и причинится вред России, тогда должны мы всемерно стараться отыскать соучастников наших в сем злоумышлении и выдать оных в руки российского начальства; ежели же и сего не исполним, тогда подвергаем себя все без изъятия наказанию яко изменники и нарушители общего спокойствия.
13) С теперешнего нашего жительства, находящегося при урочище, именуемом Назран, без позволения российского начальства мы отнюдь не должны никуда переходить и переселяться не только все, но даже и малым количеством семейств, а если против сего явим себя ослушниками и преступниками, то подвергаемся за то строжайшему наказанию.
14) Если бы случилось, что мы по легкомыслию своему все вообще нарушили сделанную нами в верноподданнической обязанности г. и. клятву и сделались через то изменниками и бунтовщиками, тогда начальство российское имеет справедливость поступить с нами точно так, как с своими неприятелями.
15) Для защищения нашего от внешних врагов наших, по милости главного начальства здешнего, мы принимаем в селение свое часть российского войска, какая к нам будет поставлена, на которую провиант возить из кр. Владикавказской, дрова доставлять к их жилищу, больных солдат отводить в кр. Владикавказскую мы обязаемся сами собою, на своих подводах, без платы.
16) Коль скоро будет поставлено к нам российское войско для защищения нашего от внешних наших неприятелей, с тем, что оное останется у нас навсегда, то вместе с тем тогда же должны мы сами для построения жилищ оному войску доставить потребный на оные строевой лес и прочие надобности на собственных наших подводах, без всякой заплаты.
17) Российскому войску, у нас находящемуся, отнюдь не должны из нас никто причинять никаких обид, притеснений и озлоблений, равно и оное нам таким же образом; в противном же случае как той, так и другой стороны виновники должны быть наказаны, смотря по вине, без понаровки.
18) Если бы случилось, против чаяния, что команде сего войска изъявляли мы какую неприязненность общую, похожую на заговор нашего возмущения, и причинится через то вред, тогда со всеми нами поступить, яко с неприятелями России.
19) Чтобы сохранить нам всю силу сего акта и соблюсти верность е. и. в. всемилостивейшему государю нашему, российскому императору, наследнику е. и. в., кто назначен будет, и интересам пользе е. и. в. принадлежащим, к общему спокойствию и благосостоянию нашему поставленным, мы, нижепоименованные лучшие и почетнейшие люди, с каждой фамилии по 10 чел., по обычаю нашему, по особому присяжному листу, перед всемогущим богом небесным и почитаемым нами за святость кумиром, находящимся в горах, именуемым Гольерд, утверждаемся клятвою и, наконец.
20) В залог твердейшей нашей верности к российскому престолу мы отдаем еще из оных наших 6-ти фамилий, по выбору российского начальства, в кр. Владикавказской находящегося, лучших почетнейших и сильнейших семейств 6 чел. аманатов на казенное содержание, которых и переменять через каждые 4 месяца, а при случае болезни оных и прежде.
Сей обязательный акт заключили мы с российским ген.-м. Дельпоцо и приложили перстные свои печати в кр. Владикавказской, августа 22-го дня 1810 года.
(Следуют имена тех же фамилий, которые обозначены под клятвенным обещением).
Я, нижеподписавшийся, по силе, данной мне от главного надо мною начальства власти и доверенности, по взаимному обоюдному согласию между мною и ингушевским народом, имеющим жительство в окружности кр. Владикавказской, в деревне, находящейся при урочище, именуемом Назран, и прочих местах, составляющим вольный и никому независимый народ, состоящий из родов 6 фамилий: Торгимова, Цельмембохова, Агиева, Картугова, Яулурьева и Хамхоева, на основании данного ими мне сего 1810 года августа 22-го дня акта, е. и. в. всемилостивейшему государю моему, российскому императору Александру Павловичу и наследнику е. и. в., кто назначен будет, привел в совершенное на вечные времена подданство, с коего акта засвидетельствована и вручена мною им для всегдашнего их уразумения при сем прилагаемая копия.
В воздаяние такового доброго всего ингушевского народа намерения, служащего залогом верности е. и. в. всероссийскому г. и. в их ненарушимом спокойствии и доброй вере, в сохранении всех статей обязанности их в данном мне акте, я даю им с моей стороны сей акт в поручительство в том, что российское начальство по воле и милосердию всемилостивейшего государя моего будет всегда готово оказывать им в полной мере справедливость, защиту, выгоды и преимущества, как в следующих статьях означено.
1) Если ингушевский народ сохранит заключенные в обязательном их акте, данном мне, статьи свято и ненарушимо, российское начальство дает им для защищения от внешних их неприятелей российское войско, которое и должно находиться в деревне их Назран.
2) Закон веры идолопоклонения, ими содержимой, остается при них ненарушимым.
3) Землями и лесами пользоваться предоставляется им безвозбранно по правую сторону течения р. Терека.
4) Все продукты и изделия их собственного произведения продавать во Владикавказской крепости не возбраняется.
5) Во всех справедливых их просьбах и обидах, причиненных российскими подданными, доставлять правосудие и в полной мере удовлетворение.
6) Шесть человек аманатов их, содержащихся в кр. Владикавказской, содержать на казенном коште, полагая каждому в день по 25 к. медью.
7) Когда потребуется от них российским начальством против неприятелей здешних народов помощное из их общества войско 1000 чел. или по их собственному согласию более, таковому войску производить провиант на основании довольствия российского солдата; добыча, взятая ими у неприятеля, какого бы роду и звания ни была (не исключая и людей), представляется в пользу их неотъемлемо.
8) За всякого беглого солдата, которого они доставят в кр. Владикавказскую, платить им по 10 рублей сер.
9) Ежели будут приезжать к ним по куначеству чеченцы, ка-рабулаки и прочие народы не для какого злого умысла для России, но для извещения о осторожности их от неприятелей, таковой прием сих приезжающих не доставлять им в вину.
Дан за подписанием и приложением герба моего печати в кр. Владикавказской августа 22-го дня 1810 г.
Подписал ген.м. Дельпоцо.

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru