Многоликая Ингушетия

Албогачиева М.


II. Владение и собственность

Пастбищные места были общими; не делились. Горою Мятты (Столовая) владеют три селения: Бейни, Фалхан, Мецхал. Это место могут продать (сдать в аренду) только все 3 селения с общего согласия.
Таргим, Эги и Хамхи имеют общий выгон Тержти (terzti), отобранный войной у Пхей (пшавы-хевсуры, христиане, Тионетского уезда); они же брали дань с Цори и Хули, ибо были сильнее.
100. Знаки собственности бывали на скотине: отрезали концы уха; вырезали клин. Других знаков не было; на лошадях тавра не было (?).
102. Разграничение земель (Тайп). Границы земель проводили, поставив камни, наз. "ардырж", на расстоянии 1/2-1 версты; так отделяют земли одной тайпы от другой; при этом вносят zu (святилища - значки, флаги), и выговаривают: кто сдвинет камни эти, тот пусть будет проклят; пусть беда его преследует со всем потомством; пусть всегда беда его преследует. Эти камни берутся от zu; камни эти священны и неприкосновенны. Кто ставил камни, тот божился: "Божусь высшим богом и высокоуважаемым zu божусь, что я ставлю эти ардырж на своей земле". При дележе в горах, где нельзя мерить, там мерят на глазомер; поэтому одному доставалось мало, другому много; потому-то кидали жребий, говоря: "Кто обижает жребий, того и бог обидит". И мать иногда достается по жребию одному из сыновей. На этих границах (при разделах) тоже становятся ардырж, но камни простые, без выноса значков.
Камни из zu берут так. Обе спорящие стороны (представители тайпы) кидают жребий, кому из них принести от zu, и кому поставить на границе; случается, что другая сторона отказывается принять камни от 1-й, и тогда 1-я бросает их и кидается на 2-ю с оружием - происходит свалка.
Меры. Меры прежние: сукна, материи мерили локтем; землю мерили палкою, колом неопределенной длины; обхват (phaojz) был обыкновенной мерой (теперь сажень). Весов и мер веса вовсе не было; продавали поштучно. Меры сыпучих были: 1) самая большая "модзыл", немного больше меры (20 модзыл=24 меры); 2) "герд" - 2 герда составляли 1 модзыл; 3) "sah"=5 пригоршней (около 10 в 1 модзыле).
108. Находка. Находку присваивали. Находку нашедшие делят пополам. Хозяин мог назначить подозреваемому в находке вещи присягу на zu, что кто-либо не нашел его вещи (если тот сбыл); тот боялся и возвращал.
Присяга с собакою. Один совершает преступление, а другой подозревает его и просит первого очистить себя присягой от zu и от могил покойников. Для этого обвиняемый должен найти собаку; эту собаку держит на могиле жена обвиняемого; обвинитель произносит речь, обращаясь к жене подозреваемого (ибо жена должна знать, что сделал муж): "Если ты, зная, кто совершил убийство или воровство, скрываешь, то пусть эта собака будет в пищу твоим покойникам" и убивал собаку. Затем, убив собаку, кровью ее обрызгивают рубашку женщины.
Присяга у кладбища. Собаку эту убивают, не доходя кладбища, на дороге (она осквернит zu и кладбище, а потому ее не водят туда). Женщину после убиения собаки отпускали домой. Хотя редко, но после этого участники воровства доказывали, что в воровстве участвовал и подозреваемый. Сама жена редко доказывала. Затем они направлялись на кладбище. Подозреваемого водили 3 раза вокруг могилы отца или родственника и приговаривали: "Если ты украл, то пусть все твои предки стоят под моими предками , и чтобы и ты стоял подо мной (подчинялся); а если ты невиновен, то пусть тебя бог оправдает (простит)". На zu ходили присягать с 5 присяжниками со стороны подозреваемого раньше убиения собаки. Подозревающий говорит: "Если ты украл, то пусть бог и святой zu тебя накажут", - тот отвечал, что он клянется, что не украл; присягнувшие подтверждали это. Родственники убеждали лучше сознаться, обещаясь помочь. Затем, смотря по важности дела, медиаторы судили.
Суд медиаторов. Суд медиаторов был единственный суд в древности. Судьи были строги. Собирались они около zu, в ограде его (не в самом zu), что будут судить по совести; не будут держать сторону чью-либо, будь они родственники или чужие; и не из корыстных целей; или, боясь мести кого-либо; что они поставят то, что следует по адату предков и по своему уму, дарованному богом. Из того места, где произносилась эта присяга, все люди (пастухи и др.) уходили, угоняли стадо, из боязни, как бы присяга не оказалась ложною и как бы доля греха присягающего не пала и на них. Число судей зависит от верности дела, от 2 до 5 человек. Они выбирались из лиц, известных в обществе знанием дела; они назывались всегда "общественными судьями" (mexke xela xoj). Выбирали их обе стороны поровну. Если их было избрано 4, то 5-го приглашали сами 4 медиатора. Этот 5-й заставляет присягать как 4-х медиаторов, так и стороны.
Присяга судьям. Стороны присягали, что они поступят по решению медиаторов. Они говорили: "Клянусь высшим богом и почитаемым zu, что вы сделаете тяжелого, мы возьмем на спину; что вы сделаете легкого, то возьмем в руки; останемся довольны решением вашим, как бы вы ни решили". Стороны присягали сейчас же за медиаторами перед разбором дела.
Если в число судей оказывались выбранными родственники, то противная сторона могла устранить их (отвод); если сторона была во вражде с судьей, то могла отвести его.
Вознаграждения судьям не было; это почетная должность; было лишь угощение их выигравшей стороной. 5-й медиатор был председателем, распоряжался на суде. Он всегда мог засвидетельствовать, что присяга была принята и все формальности соблюдены (при надобности). Если он находил, что судьи судят неправильно, то мог переменить судей; он не носит особенного звания. До произнесения приговора ему 4 судьи докладывали, и он говорил, что это дело решено правильно, угодно богу, и к выгоде всего общества, или неправильно.
Суд не мог быть в день Тушол, zu, Мятцель и в другие торжественные дни; все были заняты в это время питьем араки, пировали.
Решение дела в zu. В zu решали дело, когда этого просили обе стороны и дела важные, щекотливые, которые никак нельзя было кончить.
Обыкновенные дела решались под открытым небом (и зимой) при этом был караульщик, чтобы никого не допустить подслушивать. Суды были негласные. Если бывали чересчур большие холода, то ходили в другие селения и там судили в никем не обитаемом доме, назначив срок.
Решение при важных делах тянулось иногда до 2-х суток; только ночью отдыхали. Дела решали по адату (народ не знает, кем установлены адаты, и они неизменны).
Свидетели были редки, из боязни мести; и родственники допускались в свидетели, но подвергались предварительной присяге. Они присягали вместе с присяжниками. Свидетель присягал, что он говорит правду; и присягавшие подтверждали, что свидетель говорит правду (они говорят со слов свидетеля, веря ему).
Соприсяжники называются duxoj (ду-присяга). Соприсяжников выбирает присягающий из всех безразлично (а теперь 9 родственников и 9 чужих).
При проведении границ земель, для подтверждения, что такой-то отводит свой участок, было 18 присягавших; при кровных делах тоже 18; могли быть родственники и не родственники. При кражах было 5 присягавших (представляла обвиняемая сторона) родственников и не родственников без различия; одиноких, бездомных, принявших когда-либо ложную присягу, не допускали (воры допускались, ибо тогда было сильное воровство, конечно, на стороне; они въезжали в аул, возвращаясь с набега, со стрельбою) ни в свидетели, ни в присяжники; таких свидетелей могли и отводить. По взаимному согласию, решение обходилось и без присяги. Давали и поголовную присягу, и один подозреваемый присягал (без присяжников); если он принимал присягу, то оправдывался.
Свидетелей допрашивают все судьи, говоря: "Смотри, не греши; чего не знаешь, не говори; ты своим показанием поселяешь вражду между тяжущимися".
Жители не допускались в суд при решении дела; присягавшие и свидетели присутствовали только при допросе, затем удалялись. Разобрав дело, судьи объявляли решение всенародно после пирушки (резали баранов, приносили араку), устроенной на счет обеих сторон по очереди.
Недовольному решением судьи говорили: "Поведи нас к zu, угости нас; мы должны сесть спиной к zu и тогда мы уверим тебя в этом" (в правильности решения). Если он резал баранов, то они ходили вторично к zu и присягали в том, что они не держали ничьей стороны и решили дело по совести. Это значит, что решение должно быть утверждено. Стороны должны были обязательно подчиниться решению. До разбора дела судьи с поручителей (число поручителей их родственников при небольших делах по 1, при важных по 2) брали слово, что они заставят стороны исполнить решение; поручители обязывались заменить плохую скотину хорошей, если тот, с кого присуждено, давал плохую. Решение должно быть единогласное; случалось, что судьи перессорятся и разойдутся, и тогда новый состав суда решал дело.
Нежелавший подчиниться решению суда запирался в башне и стрелял в человека или скотину другой стороны. Неподчинение приговору бывало очень редко; сильные только совершали насилие над слабыми, ибо лишь родственники принимали участие; и другие тайпы заставляли исполнить приговор, хотя осторожно, чтобы не столкнуться. Суды были строже теперешних; тысячи случаев бывало, что признавались, чтобы не принять ложной присяги.
Перерешить дело после данной присяги zu, не подчиниться решению нельзя было. Если не присягали, то можно было перерешить; zu почитали весьма высоко, свято; они боялись, что zu и бог сейчас разорят их за ложную присягу.
Суда родственников не было. Медиаторский суд был единственным. Этот суд существует и теперь, только присягу принимают на Коране. Заочного решения не было.
Ответчика должен вызвать в суд истец. Отказаться от явки на суд, значит сказать: "Я украл и тебя за человека не считаю". За это его могут убить родственники истца.
Если нет виновника, то заставляют присягать подозреваемого.
Доказчики являются тайком и доказывают истцу о виновнике за вознаграждение, а истец уже дает присягу на суде, что к нему явился доказчик, сказал то-то и он ему заплатил то-то.
Имя доказчика скрывается. Истец дает присягу доказчику, что он его ни за что не откроет.
Слова доказчика давали только ход делу, но на решение судей не имели влияния.
Срок исполнения судебного решения назначался, смотря по важности взыскания; иногда назначали срок взыскания 1 год; известная доля взыскивалась сразу, а остальная часть в течение срока по частям, в рассрочку.
По всем делам стороны являлись на суд сами; но за женщину ходили муж, сын или ближайшие родственники.
При уважительных причинах (старость, дети) могли вести дело через поручителей (dej).
Кто-нибудь говорит, что он ручается за такого-то и уверен, что он не будет иметь претензии за то, что он поручился.
Полично не приносили в суд; но при уплате обиженному платилось; кроме стоимости, еще и за бесчестие двора "ustderi" (бык и шелковая материя, 3 арш.). Обязывают скотине рога, как чалмой; быка гнали впереди после суда.
При подозрении в убийстве, когда подозреваемый уклонялся от обвинения в убийстве, не признавая обвинения, тогда обвинитель требовал от него "кайры", т. е. он должен был отдать в его распоряжение одного человека, сына или брата или ближнего родственника; затем с обеих сторон были собраны родственники для нападания друг на друга. Если обвинитель действительно убежден был в виновности подозреваемого, то он убивал "кайры", а если не был убежден, то отпускал его невредимым.
Если убивали "кайры", и отец кайры не виноват, то он и родственники нападали тотчас же на другую сторону и происходила резня. Если же отец "кайры" действительно был виновен, то брал труп убитого сына и уходил.
Медиаторский суд и теперь в ходу; народ охотнее обращается к нему; особенно в делах о поранениях (если старшина не составил протокола раньше). Горским судом ингуши довольны. Вообще же судов не любят.
Мировой суд не будет иметь значения, ибо присяги нет.
Клад. Клад принадлежит тому, кто владеет землею. Нашедшему дается та часть, которую определят медиаторы.

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru