Многоликая Ингушетия

Албогачиева М.


б) Имущественные


1. Раньше все женино имущество принадлежало мужу, а теперь по шариату приданое составляет ее собственность; ей принадлежат и подарки мужа. Считается, однако, до сих пор лучшим до
развода не отделять своего добра и считать его неразделенным общим имуществом.
7. Приданое бывает иногда меньше калыма, иногда больше. Приданое образуют сундуки, одеяла, матрацы, войлоки, подушки, посуда (медная с кувшином для воды, заказываемым заранее дагестанцу), черкеска, шуба, башлык (для подарков), одежда и пр., вообще все принадлежности горского хозяйства.
8. При выдаче калыма состояние жениха не принимается во внимание; калым для всех одинаковый; кто богат - сам его платит, а кто беден - с помощью родственников.
10. Более всего о приданом заботится мать, которая, конечно, больше всех ее любит (дочь свою); родственники и от себя ей дарят для составления приданого разные вещи.
11. Приданое всегда состоит из движимого имущества.
12. Оно выдается без всяких условий; все поступают по адату, а следовательно исключительных условий не может быть.
14. Приданое отправляется впереди свадебного поезда; оно раньше оставалось после развода у мужа, а теперь возвращается.
16. Приданое поступает в общую собственность: муж им распоряжается, но при разводе обязан вернуть стоимость или приданое.
17. Муж распоряжается приданым без условий.
19. Скот, деньги и земля не даются в приданое.
21. По смерти жены приданое оставалось мужу, а теперь оно делится по шариату между наследниками.
22. Жених не делает невесте никаких подарков.
23. Подарки до свадьбы со стороны родственников остаются отдельною принадлежностью мужа или жены, смотря кто получил.
24. Все, что нажито женой, - собственность мужа.
27. Принадлежности костюма и туалета и прежде и теперь составляли неприкосновенную собственность жены; но по ее смерти и это оставалось у мужа; теперь делится по шариату между родственниками.
29. Жена может для гостей резать скотину, продать недорогие вещи; может даже дарить скотину родным мужа, но не своим родным.
31. Жена шьет одежду всем; прежде вся одежда бывала из сукна (и даже белье, и приготовлялась женой на весь дом.
32. За оскорбление жены муж сам мстит обидчику.
33. Жена не ответственна по обязательствам мужа.
34. На более или менее крупные сделки, учиняемые женой, непременно требуется согласие мужа.
35. Муж обязан отвечать по жениным обязательствам.
36. Муж ведет дела жены без всякой доверенности и жена может вести его дела (у кадия); прежде все дела разбирали родственники и почетные старики, приглашенные в качестве третейских судей, а теперь дела разбираются в судах (окружных, мировых и горских) и у кадия (по шариату) и у администрации.
37. Теперь жена может унести добро свое, прежде не могла.
38. Между супругами никаких имущественных сделок не совершается.
40. Жена делает завещание своего добра (только теперь, конечно, ибо прежде ее добро оставалось мужу) и устно и письменно.


XI. Отношения родителей и детей

а) Личные


1. Иметь детей считается большим счастьем, а неимение - несчастьем и наказанием божиим; женщины в годичный праздник "Мятцели", совершающийся на Столовой горе ежегодно, просят с молитвою детей у этого святого "Мятцели".
2. Бесплодие объясняется природой; но временная неспособность мужа объясняется заговариванием (если кто во время отдачи залога, 3-го акта сватовства, завяжет узел); муж может прогнать жену бесплодную; и жена может по шариату и по жалобе начальству уйти от неспособного мужа; прежде не могла.
3. Жены идут на места святых (капища) во время празднеств, будучи уверены, что святые (Мятцели, Тушол и др.) не оставят их просьбы без последствий.
5. За неимением детей муж не предоставляет жену другому.
6. Плодоизгнание практикуется очень редко; для этого нет специальных женщин; чаще всего оно является не умышленным делом, а по причине тяжелой работы.
7. Мальчик, как мужчина и продолжатель рода, считается более желательным, нежели девочка.
8. К невесте, когда она приходит в дом жениха, приводят маленького мальчика, и она его сажает к себе на колени, выражая тем самым желание иметь мальчика.
9. Мальчик явится наследником, хранителем всего отцовского добра, его имени, защитником семьи; он ценнее, дороже девочки.
10. Дети рождаются чаще всего в феврале и конце зимы и весною, ибо свадьбы и сношения с женой больше - весною и осенью.
11. Посты, как время воздержания от плотских помыслов, конечно, влияют на рождение детей.
12. При рождении сына поздравляют родителей - супругов; и по адату и по шариату (хакикат) через 3 дня по рождении режут барана, собирают девушек для танцев; имя также дают на 3-й день рождения, причем собирались родные и бросали мальчики - чей первый станет, тот и давал имя (теперь дает мулла); для девочки никакого торжества не устраивается.
13. Когда ребенок уже смеется, через несколько месяцев, только тогда отец берет его на руки.
14. Прежде считалось неловким спрашивать родителей о детях; теперь можно спрашивать (но только не о здоровье малолетних).
Ласкать своих детей, брать их на руки при других неприлично.
15. Совершеннолетние дети уже не повинуются матери (напротив, она их слушается), но отцу должны повиноваться до самой смерти.
16. 17. 18. По адату даже за убийство сына отец не отвечает ни перед кем; конечно, он этим мог вооружить против себя родню и общество.
19. Отец волен в своих детях.
20. Незаконнорожденных детей обыкновенно мать старается удушить и похоронить тайком, чтобы никто не знал о том; это делается, если она не надеется выйти за виновника.
21. За убийство детей упрекают и отца и мать. По убеждениям народа, на матери, убившей ребенка (и на всяком, делающем дурное), преступление оставляет следы: она портится лицом, становится безобразной; она и не в почете. Убить законного сына - большое преступление. И отец, убивший дитя свое, - потерянный человек перед богом, обществом и родом.
22. За убийство детей и родных юридической ответственности нет; но зато это - больший позор и срам, нежели убийство постороннего.
23. О продаже детей или отдаче в заклад неизвестно ничего.
25. Отец может принуждать детей к браку и отдавать в наймы и убить их (?); он волен во всем.
26. По адату отец не мог лишить сына наследства, а по шариату имеет право.
27. Выгнать сына без его доли имущества из дому нельзя; в противном случае он может порезаться с отцом и с братьями, что нежелательно, и все стараются предотвратить это.
29. Сын до самой смерти слушается отца.
30. Случаев проституции дочери по настоянию родителей не бывает.
31. Жена (по адату) всецело переходит во власть мужа, родители ее не властны; однако за убийство ее мужем они мстят.
32. Дочь-вдова подчиняется родительской власти наравне с дочерью-девушкой.
33. Отец распоряжается более сыновьями, а мать дочерьми; отец - взрослыми, а мать - малолетними.
34. Родители обязаны кормить, учить всему, женить детей.
35. При воспитании меры бывают строгие.
36. Достижения совершеннолетия не празднуют.
37. На грубое обращение родителей дети не могут жаловаться.
39. За детей вступаются их родственники.
40. Дети должны повиноваться (отцу) и кормить родителей в старости их.
41. На детей возлагается обязанность честно похоронить и поминать родителей (особенно на сына).
42. О времени, когда бы выбрасывали дети стариков-родителей, неспособных к работе, - не помнят.
44. Не было примера, чтобы дети не заботились о старых родителях.
45. Самым тяжелым убийством считается убийство отца и матери, менее тяжкое убийство братьев и сестер; убить же чужого человека, хотя тоже тяжело, но легче, чем родного.
46. В случае непослушания детей или отказа в даче содержания родителям, на помощь является вся фамилия, - она принуждает детей исполнить свой долг.
47. Родители могут непослушных детей наказывать рукой, реже бить палкой; снимают иногда верхнюю одежду с детей на известный срок в наказание.
49. Иногда родители проклинают детей.
50. Но отречения от детей не бывает.
52. Суда у ингушей, кроме третейского, прежде не было; теперь жалуются на сыновей или своим почетным родственникам старшим, или старшине аула, который может их в наказание по садить на некоторое время.
53. Случаев исключения из общества за неповиновение родителям по приговору - не бывает.
56. Родители живут у того сына, который с ними лучше обращается.
58. С пасынком обращаются вообще хуже, нежели с родным сыном; хороший вотчим, правда, его жалеет, но он у него все же живет не как сын родной; дети (пасынки) с хорошей мачехой иногда лучше обращаются, чем с родною матерью.
59. С течением времени родительская власть слабеет под влиянием шариата и более еще от воздействия русского начальства и законов (судов).

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru