Многоликая Ингушетия

Албогачиева М.


VII. Современный брак и свадьба

1.2. Брак считается необходимым для всякого порядочного человека потому, что каждому желательно иметь потомство, как для продления своего рода, так и для его увеличения, усиления, что крайне важно и до сих пор для ингуша при существовании кровной мести и вообще родовой солидарности; желательно вступить в брак и даже необходимо и потому еще, что мужчина без женщины не в состоянии удовлетворить всем своим потребностям: она хозяйка дома, исполняет домашние работы, все приготовит, позаботится о муже.
3. Случаи, что ингуши долго не женятся, весьма редки, но бывают. Это случается вследствие долгих поисков невесты из желания найти получше, а также при сознаваемой половой импотенции.
4. Над холостым ингуши смеются, называя его "жирным вдовцом", т. е. беззаботным, ничем не беспокоящимся.
7. Жить невенчанным нельзя; народ не терпит этого.
9. Иметь открыто любовниц тоже невозможно; общество восстает против такого нарушения нравственности.
12. Девушки остаются безбрачными, обыкновенно, тоже вследствие откладывания брака в ожидании найти лучшего жениха; природные недостатки (уродливость, безобразие) также служат причиною откладывания брака или даже совершенного безбрачия девушек. Девушки с дурным поведением (это случается, хотя весьма редко, когда девушка - сирота и потому не боится кинжала родственников и дает себе больше свободы), если не дурны собою, то всегда находят жениха, соответствующего ей, т. е. то
же дурного из благородной семьи или дурного по своим личным качествам, которому упреки других ни по чем, которого совесть и имя не пострадают от брака с падшей.
13. Материальное благосостояние почти не оказывает никакого влияния на брак; отсутствие выдающихся богачей и большая или меньшая равноправность в общественной и экономической жизни ингушей, по всей вероятности, были причиною такого почти незаметного влияния на выбор невесты или жениха богатства или бедности врачующихся. Зато ингуш обращает большое внимание на благородство родителей и фамилии и на хозяйственные способности самой девушки; не останется, конечно, без должного внимания и красота девушки, которую ингуш старательно выглядывает на свадьбе или на других пирушках, торжествах, празднествах, на которых парни и девушки разных аулов только и могут встретиться.
14. С девушкой, успевшей родить до замужества, чаще всего вступает в брак сам виновник; но если все попытки ее родителей не увенчались успехом, и не удалось доказать, уличить виновника, то такая девушка или вовсе никем не берется или берет ее человек тоже дурной, неуважаемый, не боящийся за свое доброе имя.
15. Девушек, носящих мужское платье и занимающихся только мужскими работами (полумужичие), в Мецхальском обществе не встречается. Но в Назрановском обществе, состоящем из выселившихся на плоскость ингушей, есть две девушки, которые одеваются в мужской костюм и живут при родителях и не выходят замуж под предлогом нежелания разлуки с родителями (но жители подозревают у них неспособность, импотенцию, к брачной жизни). Но это единственный случай, а не обыкновенное явление.
16. Случается, что девушка обрекает себя на безбрачие, просто не хочет выходить замуж; но родители никогда их не удерживают от вступления в брак.
18. Девушку, которая не хочет выйти замуж, родители уговаривают выйти, но при ее нежелании держат ее у себя, как дочь, кормят и одевают.
21. Присоединения к погребальному обряду еще свадебного для умерших вне брака не бывает.
22. По убеждению ингушей (поверье), всякий человек непременно женится на той, имя которой записано у него судьбой на третий день его рождения.
24. Предоставления самого выбора невесты судьбе нет.
28. Девушки по адату должны выходить замуж не ранее 18 лет; это делается для того, чтобы девушка выучилась самостоятельно вести хозяйство; выдать дочь до 18 лет, т. е. до ознакомления со всем хозяйством, могут только родители по своей глупости (мнение ингушей), т.к. они тем окажут плохую услугу ей лично и ее будущему мужу.
Молодой человек может жениться не ранее 17 лет; раньше мо жет жениться (ему извинительно) только сирота, одинокий, о котором некому позаботиться, некому одеть его, а, главное, приготовить пищу (одежду-то другие сошьют); можно рано жениться и младшему брату на вдове брата по их личному согласию и согласию родственников. Тем не менее при последнем даже браке необходимым условием является половая зрелость, а потому брак вообще физически возможен не ранее 14-15 лет.
29. Все стараются по возможности раньше жениться; это необходимо в видах полноты семейной жизни, и, конечно, ускорению брака способствует и невозможность иными путями удовлетворить половые потребности, благодаря строгости нравов у ингушей.
30. Побудительными причинами к заключению ранних браков служат и желание иметь работницу, и половые потребности. По моему мнению, возраст в 17-18 лет, в который вступают ингуши в брак, нельзя назвать ранним, если принять во внимание, что ингуша не удерживают от брака ни учение, ни отлучка из родины, ни что-либо другое: раз он вырос, возмужал, отчего же ему и не жениться, когда это нужно для него, и когда к тому нет никаких препятствий; напротив, было бы удивительным, если бы ингуш, при таких условиях жизни, женился позже 17-18 лет; раннему браку могут помешать только личные обстоятельства; бытовые же условия этому благоприятствуют.
33. Браки девушек бывают не ранее 14-15 лет; но и в таких случаях ее родственники бывают недовольны этим, говоря: "чего глупенькую еще отдали? на что она способна, бедняжка?"
36. Парень и девушка вполне годными к браку считаются с 17-18 лет, во всех отношениях.
28. Сватание родителями детей еще в младенчестве теперь случается реже; прежде чаще; опыт научил ингушей, что это к добру не ведет.
39. Сироту обыкновенно (даже всегда) принимают не чужие люди, а родственники, без которых редко кто бывает; следовательно, немыслимо по адату обречь ее на брак с родственником же, будь он сын или брат или еще дальний - принявшего.
40. Дети обязаны исполнить волю родителей, и если они засватали невесту, то обыкновенно дети повинуются; но уже сами родители теперь отказываются настаивать на исполнении их воли, зная, что дети их могут быть несчастными; засватанные в детстве часто выходили уродливыми - и это удерживает родителей от раннего сватовства.
42. Стараются, чтобы невеста была моложе жениха, потому что женский пол у ингушей раньше старится.
43. Никакие особые соображения не удерживают от брака в свое время.
44. Не случается также, чтобы удерживали девушку от замужества до тех пор, пока она не пробудет известное число лет работницей в доме родителей.
48. Жениться можно во всяком возрасте, начиная с периода половой зрелости. До 55 лет мужчина из хорошей фамилии может жениться на молодой девушке; но за дурного человека или из фамилии, не пользующейся особенным уважением, молодая девушка, особенно из хорошего дома, редко согласится выйти за такого пожилого или старого мужчину.
49. В прежние времена невесту чаще всего выбирали родители; теперь чаще сам сын находит себе ее.
50. Браки бывают и без согласия родителей.
51. И теперь, хотя редко, сватают в малолетстве.
52. При решении выбора невесты сыну отец имеет больший голос, решающий; его согласие обязательно.
53. Обычая давать залог друг другу при предварительном согласии жениха и невесты не существует.
56. Хотя согласие молодых теперь требуется адатом, но все же родители и родственники продолжают оказывать на них нравственное давление и нередко успевают убедить их вступить в брак с тем или другим избранным ими человеком.
57. Согласия на брак и теперь спрашивают у отца и всех других родственников во главе старшего в роде; это в особенности делается и исполняется воля родственников, если молодой человек благоразумен и знает, что родственники, как более опытные, действительно желают ему добра; пренебречь их умным советом нелегко; неприятно и возбуждать в них недовольство. Несмотря на все это, если молодой человек захочет, то может жениться против воли и родителей, и родственников; но это случается редко.
58. На брак непременно требуется согласие, если не всего рода, то, по крайней мере, ближайшего родственника, старшего по возрасту (отца, деда или, при их неимении, - старшего брата).
60. По принуждению родителей браков не бывает, но бывают по убеждению родителей.
62. Родительское влияние в последнее время ослабляется, главным образом, вследствие сознания народом вредных последствий насильственных браков; этому способствовали и русские власти, которым всегда можно жаловаться на насилие, принуждение со стороны родителей (это особенно важно для лиц женского пола, которых принуждение более касается); но без влияния остается, конечно, и постепенное ослабление родовой организации умственного развития и с расширением кругозора приходят к заключению, что принудительные браки могут сделать детей несчастными.
63. Случаи принуждения к вступлению в брак со стороны общины неизвестны, но можно назвать почти принуждением то нравственное давление со стороны общества, одноаульцев, оказываемое на виновника рождения ребенка от незамужней, которое заставляет его жениться на ней, если он хочет сохранить в среде своих свою добрую славу.
Молодежь останавливает свадебный поезд, чтобы потанцевать, в особенности, когда проходит через другое селение; останавливает и старуха-родствсенница в самом ауле, где живет жених; она приносит навстречу поезду араку, пиво и за это потом невеста ей присылает подарок; поезд, обыкновенно, при проходе через аул сам останавливается, делая тем самым честь и жителям аула и желая показать себя, свое искусство, наряды.
Деревня не принуждает родителей выдать удерживаемую ими дочь.
При справе бедной невесты помогают ее родственники, хотя отдаленные, но не община.
Сироту выдают замуж и по собственному желанию, но она должна спросить согласия у родственников (брата, дяди).
Браки против воли родителей бывают (похищение).
Когда родители не соглашаются, то похищают невесту.
72. 73. 74. За увоз девушки, кроме обычных при браке 18 коров калыма (или теперь 105 р.), платилось еще 3 коровы по 30 р. каждая, называемые "барч". За увоз чужой невесты платилось 90 коров жениху, и, несмотря на это, едва удается помириться с обиженной стороной жениха и родителей невесты (если родители виновны в увозе невесты, то и они платят жениху 40 коров). Теперь почти прекратились случаи увоза чужой невесты. Отказы жениху после сватовства тоже бывают редки, потому что по уплате калыма она уже считается принадлежащей жениху, и отказ ведет к весьма невыгодным последствиям и неприятностям. Теперь увезший дочь без согласия родителей, кроме 105 р., платит хорошую лошадь с седлом; если родители не хотят оставить увезенную дочь, то через администрацию могут ее отнять.
За увоз или вообще добровольный уход дочери родители ее не лишают наследства. Они ее могут возвратить обратно, но по обычаю считается лучше помириться и оставить увезенную.
75. Спрашивать согласия на брак у хозяев, у властей не нужно.
76. 77. 78. Вступают в брак по старшинству, чтобы не обидеть старших; если младшему нужно или хочется раньше вступить в брак, то он вступает, испросив предварительно на то согласие старшего брата; если; младший полюбил девушку, то всегда ему извиняют старшие и дозволяют жениться. То же правило применяется к девушкам, хотя и не так строго.
79. Браков ингушей с русскими не бывает (?)
84. Женщины, занимающиеся приисканием невест (свахи), бывают, но это считают позорным ремеслом.
86. Жених и невеста должны быть здоровы, подходящей фамилии (ибо нравственные достоинства определяются достоинствами целого рода и в частности дома); жених должен быть мужчиной, как следует быть, бравым, способным прокормить свою семью; невеста должна быть хорошей хозяйкой и неглупой, работящей; и на красоту обращается должное внимание.
90. Осмотров жениха и невесты их родственниками не бывает, но они тайком все разузнают касательно невесты и жениха и стараются тайком повидать их, узнать их.
91. На состояние невесты у ингушей мало внимания обращают (оно и понятно: ведь особенно большого приданого за дочерью не дают).
92. Свадьбы играются более всего весною, еще чаще осенью, когда вообще и время свободнее, и баранта жирная.
94. Обыкновенный срок между сватовством и выданьем от 1/2 года до 4-х лет; 1/2 и 2 года самый обыкновенный срок.
95. Сватают также в свободное от работ время - весною и осенью.
97. Сватовства с невестиной стороны не бывает.
99. 100. Составные части брачного обряда у ингушей следующие: 1) Спрос со стороны жениха родителей невесты о согласии их выдать за него дочь; для этой цели идет или сам отец будущего жениха, или посылают другого близкого родственника, одного или 2-Зх. После предложения отец будущей невесты назначает срок, когда придти за ответом. 2) В назначенный срок, обыкновенно через 1 месяц, являются за ответом те же лица и если получают удовлетворительный ответ, т. е. согласие, то являются в 3-й раз сватать; при этом по обычаю они приносят залог родителям невесты 10-15 рублей и живого барана; барана режут, устраивают угощение, и с этого времени устанавливается между обеими сторонами родство. После того в один или два раза уплачивается калым - 18 коров или 105 руб., и с согласия обеих сторон назначается день свадьбы. Обыкновенно калым уплачивали 2 раза, призвав родных девушки: сначала 9 и во второй раз тоже 9 коров; но из вторых 9 коров 4 коровы возвращаются невестиной стороной назад: 1 дарится матери жениха и называется "коровой свахи", и 3 коровы - самому жениху, называемые "барч", т. е.учкур, т. е. шнурок, для завязывания азиатских штанов (как бы за то, что он развяжет учкур штанов невесты - мнение старика). 3) Приблизительно через 1/2 года по уплате калыма приезжают девушки на арбе в сопровождении молодежи и стариков от жениха за невестой; при их вступлении (по дороге они играют и танцуют, кое-где останавливаясь) в аул с игрой на гармонии - им навстречу выходят девушки из аула невесты; потом идут в комнату невесты (одни девушки); их там угощают; присутствующих тоже угощают. Затем, пока невеста приготовляется, все девушки танцуют на дворе. 4) В это самое время старики оценивают одежду невесты и вещи, данные в приданое (сундуки с вещами, принадлежности постели, подушки, несколько войлоков, одеяла и непременно большой медный кувшин для воды, таз и малый кувшин); при этом невеста прячется в соседней комнате, сняв хорошую одежду, тоже для оценки старикам; старики, обыкновенно, оценивают не скупо, даже всегда немного выше стоимости; затем старики уходят; невеста вновь наряжается в хорошее платье, а вещи ее нагружаются на лошадей. Когда все уже готово, девушки прекращают танцы и направляются за невестой. Ее выводят, и при выходе раздается два выстрела в крышу дома у самого выхода: один выстрел со стороны родных жениха (парень стреляет), а другой - со стороны родных невесты, которые стоят при выходе у порога дверей; кто раньше успеет выстрелить, родственник того значит и будет держать верх, преобладать муж над женой или жена над мужем. Девушки с невестой при выходе начинают петь песни. (Теперь не принято петь песни; лет 30 уже их не поют; помнят их только старухи и то только некоторые; мне, к сожалению, не удалось в 1891 г. записать всех песен, потому что не нашлось во всем ауле старухи, знающей все свадебные песни). Приведу здесь одну из многих песен, певшихся перед выводом невесты из родительского дома, записанную на родном языке по моей просьбе покойным Долгиевым и им же переведенную на русский язык, и скажу предварительно, что все эти песни носят один и тот же характер: обе стороны (девушки и парни) друг над другом насмехаются, бранят одни других, хваля каждый свою сторону.
В доме родителей невесты девушки, встречая гостей (свадебный поезд), поют:
"Едут, едут, говорили, конские всадники,
А они, оказывается, ослиные всадники.
Сняв кожемыж (седло на осле), погоните их в колючки;
Поев колючки, переночуют они.
Едут, едут, говорили, красные сапожки (т. е. красные девушки),
А они, оказывается, свиные лапти.
Не стряхнув, не почистив, повесьте их на гвоздь;
Перержавеет гвоздь и, может быть, они упадут.
Князья едут, говорят, а приготовленное питье
Оказалось этим свиньям похлебкой (пищей);
Уездени едут, говорят; приготовленное же кушанье
Оказалось этим ослам пищей".
Замеж, т.е. свадебный поезд, присланный женихом, поет:
"Выходи-ка, наш сокол-хозяин, на двор!
Полон двор, гости приехали к тебе.
Выходи-ка, наша хозяюшка, на крылечко,
Полон двор, князья прибыли к тебе!
С полной чашей иди, наш; хозяин;
Кто просит чашу, тот уж не гость.
Полный стол (кушаньев) поставь, наша хозяюшка;
Кто просит кушать, тот уже не гость".
Когда невесту выводят, ее родственницы дают ей следующее наставление:
"Не посмотрев вперед, не перешагни,
Не взглянув назад, слова не произноси;
Как в темной сапетке (т. е. в ульи), сладок мед,
Сладко живи с своим ясным соколом".
Домашние невесты обращаются к "замеж" с следующими словами:
"В нашем медном доме выросшая голубка,
В вашей плетеной сакле как она проживет?
Нашей молочной кашей вскормленная голубка,
Как ваш сухой чурек пережует бедняжка?
" Замеж, т. е. поезд жениха, отвечает:
"Если она вскормлена молочной кашей,
То корову дойную выводите вы ей;
Если она выросла в вашем медном доме,
То полную арбу меди привезите вы ей".
Хозяева желают выезжающим гостям дурного:
"Из нашего аула выехать вам счастливо,
А когда вы выедете, то пусть у вас старший умрет;
На похороны старшего чтобы вы младшего продали,
А на похороны младшего чтобы козла продали!
Вашего замежа (поезда) старшего с длинным воротом шубу
Чтобы вы на высоком дубе увидели (т.е. чтобы он повесился).
Вашего замежа младшего длиннополую черкеску
Чтобы вы увидели плавающей, как на море корабль (т. е. чтоб он утонул)".
Когда замеж (свадебный поезд) уходил, то девушка замежа говорит: "Угостили нас так (плохо), и давали нам такие (плохие) блюда, что мы не моглии наполовину насытиться;
Когда мы станем уезжать из селения, пусть у них умрет старший в селении voggaex, тамада - лучший из стариков; а когда мы выедем из селения, то пусть у них умрет лучший молодой!"
Девушка из дома невесты на это отвечает:
"Не умеющая благодарить (неблагодарная) за хлеб-соль - такая-то (имя рек)! Покрашенное красной краской сукно пусть надевает она по любимому брату (убитому); покрашенную черной краской рубаху пусть наденет она по старику отцу (умершему)!"
Когда невесту водили за руку с закрытым лицом вокруг очага (очаг - огонь и цепь под очагом - были священны; цепь играла большую роль в кровных делах: убийцу, схватившегося за цепь, -прощали), в доме ее родителей девушки приговаривали (раньше водили мужчины, а позже - девушки):
"Желаем ей счастья, детей; чтобы все ее любили - муж, свекровь и другие". - При этом призывали помощь святых Мятцели, Сели и прочих.
По окончании этой церемонии обведения невесты вокруг священного очага, кто-либо из мужчин хватал ее и на плечах выносил из комнаты, ибо, если при выходе из родительского рода она коснется пола ногами, то часто будет ходить к нему (что нежелательно); взявший ее человек роднился с нею.
Если не было очага, то посредине комнаты разводили огонь.
То же самое делали и пели и в доме жениха.
Песня, которую поют подруги при выводе невесты из родительского дома:
"Как солнце, оставляя землю, уходит, так и ты уходишь, оставляя своих подруг.
Не осмотрев (дорогу) впереди, не ступай ногою; не оглянувшись назад, не произноси слова.
Если ты это сделаешь, то люди скажут, что ты сидела на сломанной скамейке; что ночевала ты в ставшей (заброшенной) мельнице (это плохо рекомендует человека).
Про дом, в котором ходил твой князь-отец, не заставляй говорить, что туда забежала голодная волчица, (т. е. веди себя в доме жениха хорошо, чтобы не бранили дома твоих родителей).
Про дом отца-князя твоего, где на медном полу играла его хозяйка (мать твоя), не заставляй говорить, что красная chaelae ( caтана ) в этом доме сделала беспорядок.
Когда ты будешь приближаться к аулу, к тебе выйдут навстречу твои снохи (жены братьев жениха); нахлобучивши платки с темени на лицо, выйдут они навстречу тебе; они перекинут полы юбок (платья), потянув сзади наперед (т. е. для приличия закрывая спереди): из-под мышки они будут кидать вшей на дорогу (т. е. насмехаться). Судьбу снох прими к сердцу (т. е. все это прими к сердцу, и ты будешь такою, как они).
В дымной скривившейся (покосившейся) землянке как станут тебя удерживать всячески, ты так сделай, чтобы сказали, что бесследно зверь исчез (т. е. уходи тайком от мужа и вернись к нам).
Сделай так, чтобы муж твой смотрел вслед за тобою, как сокол, сидя на чинаре (т. е. смотрел, ища, куда она скрылась), и как запутавшийся в глуши лесной медведь (который не может вырваться из колючек и бьется), оставив мужа так же биться у себя, беги к родителям, как свет к луне.
Как в день битвы не выпускают из рук мажар (ружье), так отец твой не выдаст тебя из своего дома.
С золотой насечкой ружье xaezi-istammul, как ручного сокола, положит на окно твой князь (ела) - батюшка; в ножнах совриных (из sovrae) (шагреневых) с черным острием булат (кинжал) туго затянут твои уздени-братья на своих узденских талиях".
При входе невесты в дом жениха девушки встречают ее со следующей песнью:
"На голову белое надевши, ноги красно обувши, из всех вышедших (так замуж) ты будь счастливее всех.
Как для кумыцких князей медовый напиток, так сладко живи с своими деверями; как для кабардинских князей овечий курдюк, так жирно живи с своими снохами.
Ты будь счастлива для своего сокола, да будешь счастлива семью сыновьями.
Высказанное нами пожелание наставлением явится для тебя; настоящее наставление даст тебе наш хороший бог; а благ пожелают тебе божие малайки (ангелы)".
Совершенно иной характер имеют не обрядовые, свадебные, полные насмешек, переругиваний и пожеланий песни, а песни хвалебные и любовные девушек и парней. Вообще, надо сказать, в последнее время (говорится о 1892 г.) девушки перестали петь песни и восхвалять мужчин в них. Прежде эти песни играли большую роль для молодежи; они шли на подвиги, чтобы их расхваливали в песнях.
Приведу здесь несколько таких песен, как образцы давнишней народной поэзии, записанные со слов стариков. Они, конечно, не имеют прямого отношения к свадебным обычаям, но весьма характерны для творчества.

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru