Песня девушки
Как лесной голубь воспевает Сеска-Солсу (нарта), так хочу я поговорить о тебе.
Будь ты милым богу!
По шагу узнаю я твоего серого коня;
По размаху (руки) узнаю твои широкие плечи.
Аллаха салам твоим широким плечам;
Божье здоровье твоей круглой голове!
На неуке (неприученном коне) в темную ночь, боясь, как бы не услышали люди удара плети,
Ручкой плети погоняющий коня;
В темную ночь ничего не разбирая и ничего не видя, ручкой плети отыскивающий дорогу;
Бросая в волны Терека коня и промочив одежду, пред рассветом приносишь мокрую одежду к своей милой, а к утру, посушивши, тебе передает ее твоя милая.
Рассказы, сказываемые тебе другими, кроме твоей милой, для тебя все равно, что пустой ветер в открытых степях;
Рассказы, сказываемые тебе другими, кроме твоей милой, все равно для тебя, что дождь, падающий в открытой степи.
Твоя милая принесет тебе араки первого пригона (крепкую).
Когда к тебе будет она идти навстречу, будет надевать еврейский шелковый платок из любви к тебе; из гордости будет надевать она до глаз свой гурмалай (пестрый шелковый платок).
Рукавом рубашки прикрывая стакан, а концом шелкового (еврейского) платка прикрывая бутылку, она придет к тебе навстречу-
В глубоких (высоких) медных котлах пламенем огня превратив в сердце сатаны вываренную араку, дам я тебе по 3 бокала сряду, с пожеланиями "да будешь ходить здоровым", потому что есть у тебя много иноплеменных кунаков, и сердце у тебя чересчур (очень) мужественное (высокое); оттого, что есть у тебя в селении милая, и сердце твое гордое.
Иноплеменные кунаки - слава твоего сердца, сельская милая твоя - гордость твоего сердца.
Произносящий твое имя пусть не забывает его; в ауле почетный глава пусть не теряет почета.
На твоем белом лице - черное курпе,
Пониже курпе - живые глаза;
Как свеча в мечети, сверкающий глазами ночью в степи, сверкай на счастье, на здоровье.
Как окруживший солнце солнечный круг, так - окружившее сердце твое круглое тело;
Твоим туловищем двигающие твои богатырские руки пусть переломанными не сложат с телом, пока ты хочешь жить.
Твои подвижные очи пусть не сомкнутся, пожелтевши, пока не надоест тебе жить.
Божье здоровье твоему статному стану, салам-маршол твоему милому разговору!
Песня юноши про возлюбленную
Как пред весною питающийся тиной Терека шумливый гусь, так, наверное, шумишь ты с матерью своею, чтобы приблизиться к милому своему.
Не имея возможности соединиться с милым, как бы ты не получила страдания тела и скрытую лихорадку.
Сказав, что у него много меди, не выходи за какого-нибудь могла (передела, самую трусливую птицу); не выходи за него также, говоря, что у него много скота.
Если пожаром истребится медь и чумою скот, тогда узнаешь, сколько у него есть мужества.
Чем с перепелом спать в мягкой постели, лучше с соколом валяться в шалаше.
Чем выйти за перепела, который будет одевать тебя в белый, как снег, шелк, лучше выходи за сокола, который будет одевать тебя в красный ситец.
Сколько тепла от заходящего солнца, сколько света от второй половины луны, столько пользы будет от вас, девиц, после первой поры жизни (молодости).
Подходящий к твоей круглой голове платок достанет тебе ясный сокол.
Для стана твоего атласный бешмет достанет тебе ясный сокол.
Песня юноши
Как сделанный мастером лук - твои черные брови;
Как поставленные часовым мастером - твои пламенные очи;
Бровями двигая, веками моргая, опустив вниз глаза, плачешь ты и по тонкому носу слезы льешь;
Подобно тому, как солнце туман, платком ты лицо прикрываешь (стыдясь других);
С носа слезы падают на кисейную рубашку; с рубашки капли слез падают на чевяки;
По нашивке (галуну) чевяк тонким пальцем ты водишь;
Как в сильный мороз с треском образуется лед, так, сердце сдерживая, на душу принимаешь ты горе (не высказываешь).
К любимому не имея возможности добраться по бедности своей, как после дождя с ветки падает роса, так плачет, наверно, девушка из бедного дома.
Песня девушки и юноши
Ты что, сын вдовы, так возгордился, как будто кабардинское узденство ты получил, или как будто княжеское достоинство ты получил?
Не уздень ли кабардинский - твои пламенные глаза?
Не княжеское ли достоинство - твоя любовь? не княжеское ли житье - ночевать с тобою одну ночь?
Ой, вдовий сын, как молодой конь бывает впереди табуна, так и я, выходя вперед (навстречу) к твоей матери, хотела поплакать по тебе, когда (если) с тобой случится несчастье, как плакала бы твоя родная сестра; но я не знала, что у тебя на сердце такие темные мысли.
Ответная песня юноши
Пусть меня бог среди ровесников придавит, если я хотел оскорбить тебя; но только хотел избавить тебя от перепела (труса); пускай мне свалиться в готовую постель (умереть), пусть меня убьет ружье без замка, пусть порежет меня шашка без острия.
Продолжение описания свадьбы
С песнями аульные девушки провожают свою подругу-невесту и за аулом покидают ее, передав ее в руки пришедших девушек.
Свадебный поезд, проходя через аулы, останавливается на 1/2 часа времени потанцевать, показать себя. Его встречают при входе во двор жениха дома мужчины с выстрелами, а девушки и женщины - с песнями иного содержания, нежели при уводе невесты в ее доме. Этих песен в 1891 г. ни одна старухе в ауле Фуртоуг, где по моей просьбе расспрашивал Долгиев, не могла вспомнить, но этот пробел в 1892 г. мне удалось восполнить, и эта песня приведена выше. В них выражается пожелание невесте детей и всякого благополучия и счастья. При этом жених и даже мать жениха прячутся. При входе в дом одна из участниц - женщин обмазывает губки молодой медом и посыпает на голову муку - чтобы она была для своего мужа сладкой, как мед, и чтобы в доме у них всегда были хлеб-соль. Молодежь загораживает ей вход во вдор, пока она не даст им подарка (кисет, деньги на табак и пр.). Молодую все еще с покрывалом на лице вводят в большую комнату. С этих пор может ее видеть и свекровь, но не говорит с ней ни слова. Пребывание в комнате с покрывалом на лице в течение 3-х дней, пока продолжается свадьба, является для невесты настоящим мучением; ей считается стыдом выходить на двор, и она, несчастная, должна не есть ничего и не пить в течение целого дня, чтобы не выходить для естественных отправлений; она целый день крепится и лишь ночью может выйти на двор.
Свадьба (танцы с пиршеством, крики, шум, выстрелы ежеминутно) продолжается 3-е суток. Родственники жениха все помогают и в устройстве пиршества, дорого стоящего для одного человека; угощают приезжих из других аулов и односельчан своих. Жених и невеста в свадебном торжестве вовсе не участвуют; жених прячется у соседа-товарища и только на третью ночь видится с женой, тайком пробравшись. (Это ингуши объясняют тем, что неловко молодому человеку и девушке, которые вскоре должны приступить к нарушению невинности, показываться народу). Молодежь подкарауливает его и подслушивает у окон и дверей. Перед его приходом, на 3-ю ночь свадьбы, парни собираются в брачной комнате (в ней еще нет невесты) и до полуночи танцуют, едят, пируют; перед приходом невесты в эту комнату они требуют "исполнить обычай", т. е. угостить их, и по удовлетворении их требования очищают комнату; затем входит невеста и за ней тайком - жених.
Иногда сватовство тянется несколько лет (3-4 года и больше). Родственники дарят жениху по одному, по два рубля или по барану. Невеста дарит шубу, черкеску - старшему в доме (или фамилии); но он может отказаться в пользу более нуждающегося в их роде; дарит также чевяки, вышивки - молодым людям, кому более подобает, кто победнее, обиженному судьбой.
101. До сватовства, как было мною указано выше, устраиваются семейные советы. Обыкновенно, извещают всех родственников о желании засватать такую-то девушку, и узнают, не имеет ли кто-либо что-нибудь против этого сближения с такой-то семьей. Если слышатся неблагоприятные ответы, то не сватают. Такое же совещание устраивают и родители девушки прежде, чем дать согласие на брак их дочери.
101. Смотрин не бывает.
103. Брачный договор считается заключенным после 3-го свадебного акта, т. е. после отдачи сватающими залога и одновременно - зарезания приведенного ими барана и угощения со стороны родителей невесты: с этого момента устанавливается между сторонами родство.
104. Не бывало, чтобы невеста до брака забеременела.
106. Врачующийся получает право разделить ложе со своей избранной на 3-ю ночь прихода ее в его дом.
113. Невеста требует от жениха калыма по обычаю, который и идет на покупку вещей для нее и частью подарков.
114. Родственники жениха делают подарки ему (по 1-2 р. или по барану), а родственники невесты - ей; взаимных дарений между свойственниками не бывает.
115. Жених не делает подарков никому из своих родственников.
119. Часть свадьбы играется у невесты (часа 2-3) перед ее уводом и, конечно, - на счет ее родителей; а главная свадьба, в течение 3-х дней, играется на счет родителей жениха в его доме; при этом сторона невесты на этой свадьбе даже и не присутствует, как не бывает на свадьбе у невесты и родственников жениха.
121. При женитьбе на вдове иногда уславливаются взять ее с детьми; но чаще без детей (?), потому что родные их оставляют у себя, как членов рода, которых не подобает отдавать к чужим людям.
122. При выходе замуж невесты в другую деревню - никаких выводных денег с жениха не берут.
123. Предбрачные условия бывают по адату всегда словесные (да и не было прежде письменного).
125. На случай неисполнения предбрачного уговора, после 3-го свадебного акта, происходит по адату ссора между обеими сторонами, доходящими до резни, убийства, драки; после всего этого заключенное родство прекращается, и брак уже в силу этого становится невозможным; если отказ был со стороны невесты, то после ссоры им остается возвратить жениху весь калым (если он был уплачен) и сверх того лошадь в 100 руб. Самая ссора являлась настоящей войной: родственники жениха шли вооруженные к дому невесты, окружали его со всех сторон, требуя отдачи засватанной дочери; ломали плетень около дома, разводили огонь и располагались у дома засадой. Жених сам резал в их дворе быка своего, разводил огонь, жег плетень. Посредники - все соседи - уговаривают обе стороны помириться, но редко им удается это; вся эта история, перепалка, часто кончается смертью кого-либо, убийствами. В случае отказа со стороны жениха почему-то все проходит мирно, не бывает войны.
126. В обеспечение состоявшего соглашения о свадьбе женихова сторона дает залог в 10-15 рублей и 1 барана.
127. Отказаться от брака для невесты после соблюдения 3-го акта обрядов считается позором, если нет на то извинительной причины. Однако жених может отказаться; его будут, конечно, все упрекать, но не очень; ему даже возвращают уплаченный им калым.
128. Отказ со стороны невесты извиняется при ее болезни.
130. Отказ от вступления в брак влечет невыгодные последствия для стороны невесты, но жених не отвечает ничем; он только прекращает сношения с родными невесты.
138. Распоряжается на свадьбе родственник жениха, более ловкий; но сами родители его (жениха) бездействуют.
140. Распорядителей может быть несколько (число точно не определено); права и обязанности их - предупреждать и останавливать ссоры, драки, наблюдать за тем, чтобы все было хорошо, чтобы гости были довольны и свадьба - веселой.
141. Никаких знаков отличия у них не бывает.
142. Их обязанности оканчиваются по окончании свадьбы.
143. Брат невесты и его родные не участвуют в свадьбе.
144. Родственник жениха накануне свадьбы разъезжает по своему аулу и соседним аулам и приглашает жителей на свадьбу.
151. Обряда кормить жениха и невесту одной ложкой нет.
152. Соблюдаемые при отправлении молодых в брачную комнату обряды уже описаны (пир молодежи в комнате); на 3-ю ночь свадьбы скрывавший жениха родственник его или товарищ режет для свадебных гостей барана (ему самому невеста дарит хороший башлык); гости поедят и расходятся. Девушки в брачной комнате стелют по уходе молодежи постель; две из них остаются в ней (комнате) с молодой до прихода жениха и с приходом его уходят.
Жених рано утром, когда только что начинает рассветать, уходит из дома и целый день опять сидит у своего товарища; так продолжается несколько дней; особенно стыдливые не приходят к невесте даже целую неделю. Молодая дней через 5-15 в сопровождении девушек идет за водой с гармоникой; у воды происходят угощения и танцы; с этого дня молодая начинает работать и понемногу привыкать к новой супружеской жизни.
153. Перед приходом жениха в брачную комнату - все девушки уходят, кроме 2-х, остающихся, чтобы молодая не оставалась одна.
155. В комнате жена сидит, приведенная подругами, а муж приходит с товарищем, пробираясь тайком. Молодежь подслушивает и подсматривает молодых; теперь этот обычай, как не совсем нравственный, оставляют.
157. 158. 159. В случае нецеломудренности невесты, жених без всякого шума отправляет жену к ее родителям и просит их принять меры к розыску виновника, чтобы убить его; его ищут обе стороны; это кровная обида и оскорбление, позор и для самого жениха и для родителей невесты; замечательно, что жених считается более оскорбленным виновником; родителей невесты он не обвиняет особенно, продолжает с ними говорить, хотя и натянуто (как раз наоборот бывает в этом случае в Дагестане, Даргинском округе).
Нецеломудренную невесту отсылают без всяких обрядов.
Побоям она не подвергается; но она унижена; ее ни один порядочный человек не возьмет.
163. Никаких знаков для возвещения о нецеломудрии тоже нет.
Если молодая оказалась целомудренной, то она остается; обрядов нет.
Если молодой окажется неспособным, все-таки жена не уходит от него; но теперь начальство, по освидетельствовании его доктором, разлучает по неспособности его.
175. Молодого заговаривают, завязавши узел во время 3-го акта (при установлении родства). От такой болезни лечат травами.
177. В первые три дня свадьбы по адату запрещается сожительство молодых; при народе, когда все пируют, собравшись с разных сторон, считается неудобным идти к жене по такому делу.
178. С течением времени обряды упрощаются.